Вазы парные с изображением мальчиков карако
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, золото, серебро, сплавы; литье, инкрустация, золочение, серебрение, патинирование
Высота 14 см
С экспертным заключением
Небольшие вазы из бронзы, декорированные инкрустацией золотом, серебром, сплавом сибуити и яркой очищенной медью, выполнены в форме овоидов. Узкие ножки и горла украшены плоской инкрустацией золотом в виде узора саягата — переплетающихся свастик, санскритского символа, означающего благополучие и долголетие.
На двух лодках с носами в виде голов дракона и феникса плывут китайчата карако, изображение которых в Японии было исключительно благопожелательным. Карако (букв. «китайчонок») — символ сыновней почтительности, культа поклонения предкам, здорового потомства и семейного благополучия. Карако легко узнать по характерной китайской одежде и детской прическе — обритую голову украшали лишь два пучка волос, расположенные слева и справа на висках.
Китайчата участвуют в традиционном киотском празднике — параде лодок «Мифунэ мацури» (букв. «Праздник трех лодок»), который в эпоху Хэйан (794–1185) проводился при императорском дворе в разгар весны. После храмовой синтоистской службы придворные во главе с императором совершали небольшое путешествие на трех ладьях. Члены правящей семьи располагались в самой первой из них, называемой Императорской. Поэты, декламаторы, театральные актеры услаждали правителя чтением японских и китайских стихов. Вторая ладья носила название Драконьей, и, помимо членов императорской семьи, вмещала музыкантов гагаку. Замыкала парад на воде Ладья Феникса, в которой плыли жрецы синтоистских храмов. Они сопровождали оранжевый паланкин, в который, согласно верованию, на время праздника вселялось храмовое божество.
За официальным кортежем следовали богато украшенные лодки с мастерами разных видов искусства: артистами пантомимы, фехтовальщиками на мечах, певцами. По специальному знаку, подаваемому с императорской ладьи, любая из лодок подходила ближе к лодке с правителем и радовала зрителей небольшим представлением. Вместе с тремя главными ладьями в красочном параде могло принимать участие до тридцати лодок. Три лодки также соотносились с тремя важными видами искусств: японской поэзий (вака), китайской поэзией (канси) и музыкой с танцами (согаку).
Отличительными особенностями данном пары ваз являются техника исполнения, богатство ювелирных приемов в сочетании с детальной проработкой и тонкой гравировкой изображений. Такой подход был свойственен японскому декоративному искусству Мэйдзи. Произведение наполнено благопожелательными смыслами, находится в прекрасном состоянии и имеет важное историко-художественное значение.