Ваза с изображением гуся
Мастерская Андо (яп. 安藤)
Нагоя, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, золото, серебро, эмали
Высота 31 см
С экспертным заключением
Ваза представляет собой великолепное произведение, выполненное в студии Андо, о чем свидетельствует расположенная на ее донце белая эмалевая марка мастерской в виде четырех лепестков, вписанных в круг. Ваза выполнена в форме мягкого овоида, с металлической окантовкой устья и донца, декорирована эмалями в двух техниках эмалирования: перегородчатой (юсэн-сиппо) и бесперегородчатой (мусэн-сиппо)1. Она полностью покрыта серо-голубой эмалью с переходом оттенка от светлого к темному: верх тулова выполнен светлее, а нижняя часть — темнее, что имитирует глубину воды. Перегородчатыми эмалями с использованием золотой проволоки изображен гусь, стоящий на мелководье среди тростника и цветущих лотосов.Листья тростника выполнены в смешанной технике, лотосы — бесперегородчатой эмалью. Гуси — один из излюбленных мотивов в японском искусстве, они символизируют приближение осени, ностальгию, легкую грусть и печальную красоту любовного томления в разлуке. Также образ гусей может обозначать благие вести: это связано с многочисленными историями о том, как вид стаи летящих птиц, потревоженных неприятелем, спасал воинов, предупреждая их о маневрах противника. Самураи любили изображения гусей из‑за сходства их стаи с организованностью военного строя.
Эмали сиппо занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве Японии. В эпоху, когда Япония и остальной мир взаимно открывали друг друга, художественные изделия японских мастеров выполняли высокую миссию, представляя Западу Страну восходящего солнца через ее культуру и искусство. Изящество оформления, поэтичность образов и уникальная насыщенная цветовая палитра японских эмалей позволяют говорить об их высоких художественных достоинствах и об их заметном месте в истории японского искусства и мирового искусства в целом.
Отличительными особенностями вазы являются необычность формы, оригинальный декор, продуманный мастером до мелочей, тщательно подобранная колористическая гамма эмалей и виртуозное исполнение сложных техник эмалирования. Произведение отличается прекрасной сохранностью и демонстрирует высокий уровень всемирно известной мастерской Андо.
Аналогии:
1. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. — СПб.: Чистый лист, 2016. — С. 50–66.
2. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. — London: The Kibo Foundation, 1995. — No 37–57.
3. Irvine G. Japanese Cloisonne Enamels. — London: Published by V&A Publishing, 2011. — № 44–51, 61–73.
1 Мусэн-сиппо — техника бесперегородчатой эмали, в которой металлические перегородки не используются. Как и в юсэн-сип‑ по, сначала рисуется узор и линиями обводится его контур, после чего заливается глазурь. Но после этого, перед самым обжигом металлические полоски удаляются. Есть также способ, в котором они не используются изначально. Считается, что эту технику изобрели в Японии в 1880 году. В работах мусэн-сиппо стало возможным развитие приема бокаси (плавного перехода от одного цвета к другому) или приема затенения (перехода оттенков эмали от светлых к темному).