Войти / Регистрация

Ваза в стиле кё-сацума с изображением пейзажей и карако

Лот №125
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 1 500 000 - выше  

Мастер Ябу Мэйдзан (яп. 薮名山)
Осака, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 24 см
С экспертным заключением

Ваза оригинальной, сложной формы, на небольшой круглой ножке, декорирована тончайшей росписью железными красками, полихромными эмалями и золотом по кракелированной поверхности кремовой глазури. Округлая нижняя часть вазы луковичной формы с четырьмя плавными гранями переходит в высокое четырехгранное горло-раструб. Оплечье вазы украшено четырьмя резервами, заполненными живописными изображениями. Одна пара картушей представляет традиционные японские пейзажи сан-суй («горы-воды») с летним и зимним видами. Летний пейзаж — это деревенька с небольшими домиками на берегу озера на фоне величественных гор. Зимний пейзаж — это китайские строения традиционного красного цвета среди заснеженных вершин. В другой паре картушей — небольшие живописные изображения воробьев среди кистей цветущей глицинии и на ветке камелии.

Тулово вазы и верхняя часть горла заполнены росписью в стиле мильфлёр (фр. «тысяча цветов»): цветы хризантем разных видов и сортов дополнены летающими вокруг них мириадами маленьких бабочек. Ножка, нижняя часть вазы, переход от тулова к горлу, верхняя часть горла и внутренняя часть устья вазы акцентированы поясками с разнообразным графическим орнаментом.

Нижняя часть горла с четырех сторон украшена изображением детей карако (букв. «китайский ребенок, китайчонок») в традиционной китайской одежде и с характерными детскими прическами (обритую голову карако украшают два пучка волос, расположенных слева и справа на висках, и небольшой чубчик). Дети забавляются и играют: строят друг другу рожицы, имитируют занятия взрослых, например, занимаются каллиграфией или составлением икэбаны. Такая подмена персонажей, подчас комичная, нередко использовалась в японском искусстве, усиливая смысл сюжетных композиций.

Произведение создано в мастерской Ябу Мэйдзана, что подтверждено маркой в виде печати, выполненной золотом на донце произведения. Судя по стилю печати, произведение относится к периоду с 1888 по 1915 год — время расцвета творчества Ябу Мэйдзана и его активного участия в Международных выставках.

Произведения Ябу Мэйдзана ценятся во всем мире за их неизменно высокое качество и тончайшую роспись на предметах миниатюрного размера — обычно от 5 до 20 см. Хотя мастер проживал в Осака, в среде производителей киотской керамики кё-сацума он считался лучшим специалистом по росписи. Важную роль в обеспечении высокого качества росписи играла изобретенная им уникальная технология нанесения абриса композиций на керамику с медных досок, позволявшая делать очень тонкую миниатюрную картинку. В хранилище Осакского исторического музея есть восемьдесят две гравировальные доски, переданные музею семьей Ябу Мэйдзана. На них можно увидеть изображения цветов и бабочек, жанровые сцены, отражающие японские обычаи и традиционные праздники, геометрические узоры для украшения изделий по краям и другие образцы художественного декора1.

Портрет Ябу Мэйдзана
Портретное фото Ябу Мэйдзана. Лондон, 1910 г.

Этикета Мэйдзана
 

Ябу Мэйдзан родился в районе Нагахори города Осака в семье известного художника Ябу Тёсуи (1813–1867), выходца из города Сумото острова Авадзисима, неподалеку от Осаки. Увлекшись росписью в сацумском стиле, в апреле 1880 года Мэйдзан отправился в Токио, где подробно изучал ее технологию в течение полугода. Вернувшись в октябре в Осаку, он открыл собственную студию по изготовлению произведений в стиле кё-сацума, просуществовавшую до 1926 года.

На протяжении всей своей жизни Ябу Мэйдзан принимал участие во многих выставках, как отечественных, так и международных, на которых получил множество наград. Первую победу Ябу Мэйдзан одержал на выставке в Киото в 1885 году, получив ценный приз за свои оригинальные работы. На Международной выставке в Париже в 1889 году он получил свою первую международную награду. В следующем году он выставился на Третьей национальной промышленной выставке в Токио, а в 1895 году на Четвертой национальной промышленной выставке, где получил высшие награды. Далее последовали выставки в Париже 1889 и 1900 года, выставка в Луизиане в 1904 году и другие, по прошествии которых Ябу Мэйдзан был признан великим мастером своего времени.

Мастер подписывал свои работы как «Ябу Мэйдзан» или «Ябу Мэйдзан сэй (создал)». На визитках под именем Ябу Мэйдзана наряду с надписью «One price only» (что означало, что цена установлена, и скидок нет) было также написано «Our wares all bear this mark» («На всех наших товарах стоит эта марка»).

Работы Ябу Мэйдзана всегда узнаваемы благодаря неповторимому стилю, элегантности и исключительно тонкой росписи. Набросок миниатюр прорисовывался очень тщательно и детально: люди величиной 15–20 мм, бабочка — 1–2 мм и т. п. Его работы были высоко оценены и находятся в собраниях лучших музеев мира: в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном музее Востока в Москве, на постоянных экспозициях в Художественном музее Уолтерса, Музее Виктории и Альберта, в Киотском Музее искусства периода Мэйдзи, в Национальном Варшавском музее, Историческом музее Осака и других.

На сравнительно небольших декоративных предметах Мэйдзану удавалось выразить все величие природы, так любимой японцами. Мастер любил использовать художественный прием «ма» («промежуток», «пауза»), при котором большие пространства картин оставлялись незаполненными. Через эти пространства художник мог выразить такие явления, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира. Пустота на работах Ябу Мэйдзана соткана из дымки мельчайших золотых капелек, в которой читаются облака над горами и отблеск воды. Поразительно и ювелирное качество росписи в изображении миниатюрных фигур людей, и идеально тонко прописанное, невероятное количество цветов.

Произведение отличается высоким художественным уровнем исполнения и принадлежит к лучшим образцам японской керамики кё-сацума. Следует отметить, что произведения такой сложной формы и в таком идеальном состоянии практически не дошли до наших дней. Произведение имеет музейное значение.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan, Volume V, Earthenware, Part II. London: The Kibo Foundation, 1995. No 1–105.

2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. Стр. 132–158.


1 Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Ceramics Part II Earthenware). London: The Kibo Foundation, 1995. Р. 36–73.