Войти / Регистрация

Ваза с изображением богини милосердя Каннон и архатов

Лот №126
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Мастер Кодзан (яп. 光山)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса, надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 32,5 см
С экспертным заключением

Ваза овоидной формы с коротким широким горлышком, оканчивающимся круглым валиком вокруг устья, выполнена из высококачественной керамики, покрытой мелко кракелированной кремовой глазурью (глазурью с узором тонких трещинок), и искусно расписана эмалями, железными красками и позолотой. Произведение выполнено в сацумском стиле и относится к образцам экспортных японских изделий периода Мэйдзи, предназначенных для оформления богатых европейских интерьеров того времени.

Декор вазы отличается яркой нарядностью, свойственной изделиям в стиле сацума. Горло и низ тулова вазы украшены поясами традиционных орнаментальных узоров. Оплечье декорировано изображением летящих драконов.

Роспись вазы представляет буддийские темы. С одной стороны на фоне храмов изображена сидящая на камне богиня милосердия Каннон. Маленький прислужник наливает из бутылочки воду в чашу, из которой богиня собирается поить огромного белого дракона, свернувшегося позади нее. На обратной стороне — буддийские архаты среди пышных пионов, символов богатства. Архаты — буддийские монахи, самостоятельно улучшившие свою карму и вышедшие из «колеса перерождений». Среди них — Хандака-сондзя (кит. Пантака) — один из восемнадцати ближайших к Будде архатов. Грозный дракон, вылетевший из его чаши, с преданностью смотрит на своего хозяина. Считалось, что Хандака-сондзя был настолько силен духом, что укротил грозного дракона и заставил его служить ему: дракон уменьшался в размерах, заползал в чашу для подаяния и появлялся из нее по велению учителя.

На донце вазы стоит прямоугольная печать с иероглифами, написанными золотом: «光山之造», что переводится как «это [произведение] создал Кодзан». Над подписью имеется герб клана Симадзу — «крест в круге», обозначающий провинцию Сацума и подтверждающий принадлежность изделия к стилю сацума.

Данное произведение отличается высоким уровнем исполнения. Исключительную утонченность декору придает обильная позолота, нанесенная с потрясающим мастерством. При работе автор использовал золотую краску одного оттенка, добиваясь при этом эффекта тонового богатства с помощью различных техник ее нанесения. К ним относятся послойное наложение (техника морикин), корпусные жгутики, окаймляющие некоторые фрагменты декора, и распыление в виде мельчайших точек, создающих, например, рисунок легких облачков. В работе с другими красками художник также демонстрирует виртуозное мастерство. Железные черная и красная краски, а также эмалевая белая накладываются тончайшими мазками, а затем прописываются золотой штриховкой. К сожалению, секреты многих из вышеназванных приемов были утрачены, и современные мастера вряд ли смогут создать шедевр, подобный этой вазе.

Произведение отличается прекрасной сохранностью. Следует отметить, что предметы, декорированные таким высоким качеством живописи, являются большой редкостью. Аналогичные произведения создавались для участия в международных выставках искусства в конце XIX — начале XX века или же для украшения домов богатой европейской и американской знати того времени.