Чаша с изображением цветов и бабочек
Мастер Кодзан (яп. 光山)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса, надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 10,5 см; Диаметр 19 см
С экспертным заключением
Крупная декоративная чаша полусферической формы на кольцевой ножке. Сосуд выполнен из высококачественной керамики, покрытой мелко кракелированной кремовой глазурью, искусно расписан эмалями, железными красками и золотом. Произведение является образцом японской керамики периода Мэйдзи, выполненном в стиле кё-сацума (яп. «киотская сацума»). Этот стиль использовал ряд технологических и художественных приемов, сложившихся во второй половине XIX века в Японии в исторической провинции Сацума. Изделия в стиле кё-сацума принадлежат к лучшим образцам экспортной японской керамики конца XIX — начала XX века.
На внешней стороне чаши расположены по кругу изображения цветов всех сезонов, изображенные в популярном жанре японской живописи, называемом сики-э (яп. букв. «картина четырех времен года»). К жанру сики-э традиционно прибегали разные виды и стили декоративно-прикладного искусства. В данном случае зацветающие в разное время года в Японии растения — пышные пионы, хризантемы, ирисы, орхидеи — олицетворяют и прославляют красоту всех сезонов.
Внутренняя часть чаши украшена изображением тончайшей сетки, под и над которой летают бабочки разных цветов и размеров. В Японии считается, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью. Также бабочка — символ хрупкости и нежной красоты, ассоциирующийся с образом молодой красавицы. Поэтому ритуальный «Танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно исполняется красивыми девушками и открывает в Японии все торжественные шествия и праздники.
На донце чаши имеется подпись мастера, выполненная золотом на черном фоне и состоящая из двух иероглифов «光山», вписанных в золотой прямоугольник. Подпись читается «Кодзан».
Роспись произведения отличается высоким художественным уровнем исполнения и демонстрирует мастерство художника-декоратора. Изысканность декору придают нежные оттенки красок и обилие позолоты, в применении которой мастер достиг настоящей виртуозности.