Скульптура "Боярская охота"
Екатеринбург, 2020 г.
Камнерезная студия «Святогор»
Мастера: А. Лебедев, С. Кремешков
Магнезит, яшма, кремень, окаменелое дерево, агат, сердолик, мрамор, хризопраз, агат, тигровый глаз; литье, чеканка, резьба, инкрустация, мозаика объемная
Высота 47,5 см; длина 35,5 см; ширина 29 см
Скульптура представляет тему царской охоты в период ее расцвета в XVII столетии.
На белой лошади, искусно выполненной из магнезита, восседает всадник в красном кафтане, черной однорядке (долгополом «однобортном» кафтане без ворота с прямым запахом и пуговицами), меховой шапке и сапогах из светлой кожи. Убранство всадника выполнено из яшмы, агата, хризопраза и тигрового глаза с невероятной детализацией и плавными переходами цветовых оттенков. Притороченная сбоку сабля являлась неотъемлемым атрибутом каждого охотника. Помимо нее на охоту могли брать пищаль и лядунку (сумку для боевых припасов, зарядницу), а также протазан (широкое копье), алебарду или бердыш (боевой топор).
Рядом с всадником мчатся две ловчие собаки, не типичные для русской охотничьей традиции: черные и гладкошерстные, больше похожие на породу староанглийских терьеров. Материалом для их изготовления послужил черный кремень, имеющий такую окраску из‑за незначительной примеси органического вещества.
На Руси охота была важной составляющей жизни великокняжеского двора, частью дипломатического этикета, непременным развлечением и ритуалом. Издревле она разделялась на два вида: соколиную и псовую. Последняя достигла наивысшего развития при великом князе Василии III (1479–1533).