Войти / Регистрация

Ковш

Лот №232
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 7 000 000 - выше  

Москва, 1908–1917 гг.
Четвертая московская артель
Серебро, кабошоны; живопись по эмали, гравировка, монтировка, эмаль по скани, золочение
Размер: 15 × 28,5 × 17 см
Клейма: «4МА»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»; знак удостоверения Московского окружного пробирного управления с женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и точкой сзади шеи

Массивный серебряный ковш имеет традиционную форму птицы с горделиво поднятой головой-носиком и высоким
хвостом-ручкой. По боковым сторонам тулова и ручки ковш декорирован рельефным орнаментом в неорусском стиле.
Лицевая часть украшена вставкой с живописным изображением женщины в боярском костюме, подносящей на блюде
хлеб-соль. Вставка окружена завальцованными кабошонами красного и зеленого цветов. Под ней выгравирована надпись: «Усерднымъ трудомъ прѣуспеваютъ!» На верхней стороне ручки также сделана гравированная надпись: «Товариществу А. Сiу и К° от Товарищества А. Ф. Постновъ и К° 29 мая 1911».

Сейчас, несмотря на выгравированную на ковше точную дату — «29 мая 1911 года», сложно с полной уверенностью
сказать, в честь чего был поднесен этот ценный подарок. Можно лишь предположить, что поводом послужило тор-
жество освящения нового «бисквитного» корпуса фабрики «Сиу», состоявшееся в этот день. Как сообщала газета «Столичная молва», на нем «присутствовали: московский градоначальник А. А. Адрианов, почтенные гости, хозяева и служащие». Гостям продемонстрировали новую печь, «выпекающую за сутки 1500 пудов бисквитов и пряников». Вероятно, среди почетных гостей были и партнеры предприятия, в том числе представитель типографии А. Ф. Постнова, надеявшийся получить выгодный контракт на производство упаковки для этой продукции.

«А. Сиу и К°» (в советское время фабрика «Большевик») — одно из самых успешных и крупнейших предприятий дореволюционной России, прославившееся своей кондитерской и парфюмерной продукцией. Успех торгового дома, а затем товарищества «Сиу и К°» был обусловлен не только поражающим воображение разнообразием ассортимента, но и продуманной маркетинговой политикой, неотъемлемой частью которой являлась реклама. Упаковка кондитерских изделий и парфюмерии фирмы вызывала не меньший интерес покупателей, чем сама продукция. За обертками, коробками и флаконами «Сиу и К°» до сих пор охотятся коллекционеры.

Товарищество Алексея Федоровича Постнова имело собственную типографию «фабрику плакатов». Известны открытки типографии А. Ф. Постнова самой разнообразной тематики: от пасхальных поздравлений до агитационных сюжетов Первой мировой войны. Наряду с открытками и плакатами типография выполняла заказы промышленных предприятий, в том числе печатала упаковку для продукции товарищества «Сиу и К°».