Войти / Регистрация

Ваза с изображением вьющейся лозы с розами

Лот №236
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 4 000 000 - выше  

Россия, 1914–1918 гг.
Гусевский хрустальный завод Мальцовых
Хрусталь цветной многослойный темно-красных и желто-янтарных тонов, основа — хрусталь бесцветно-матовый крапчатый; выдувание в форму, послойное химическое травление, доработка гравировкой
Размер: высота 60,2 см; диаметр основания 18 см; диаметр горлов ины 16 см
Марка на корпусе рельефная в технике «камео-гласс» травлением — «ю. с. НМ нкъ Гусь-Хруст» («Юрия Степановича Нечаева-Мальцова наследник. Гусь-Хрустальный»)
С экспертным заключением

Прошло вот уже два столетия с тех пор, когда в Берлинском музее была выставлена коллекция дальневосточного стекла XVIII века, привезенная Японией в качестве дипломатического дара. Невиданные ранее произведения из цветного многослойного стекла «под камень» — «cameo-glass», декорированные резными изображениями экзотических цветов и птиц, буквально покорили европейцев. Это событие стало некой предпосылкой грядущих перемен и позднее инспирировало появление в Европе собственных изделий из многослойного стекла.

Так, на Всемирной Парижской выставке 1878 г. французским художником и технологом Эмилем Галле (Франция, Нанси) были представлены изделия из цветного многослойного стекла, поражавшие своей необычной красотой. Однако вместо использования трудоемкой глубокой гравировки художник разработал собственный метод (запатентованный им в 1889 году), заключавшийся в последовательном химическом травлении цветных слоев стекла, что создавало сложные рельефные изображения с богатой живописной игрой. Разработки Э. Галле открыли целую эпоху в художественном стекле рубежа XIX–XX веков, когда ведущие предприятия Европы десятилетиями выпускали изделия из многослойного стекла «cameo-glass», интерес к которым не ослабевает и поныне.

Россия, вовлеченная в общеевропейский художественный процесс, так же не оставалась в стороне.

Представленная ваза с изображением вьющейся лозы и крупных красных роз является уникальным экземпляром изделий одного из крупнейших частных стеклозаводов России XIX — начала XX века — Гусевского хрустального завода Мальцовых (основан в 1756 г. под г. Владимиром).

Владельцы завода из поколения в поколение постоянно совершенствовали свое производство, разрабатывали и внедряли новые приемы выработки и декорирования изделий, а с наступлением века научно-технического прогресса, отправлялись сами или командировали своих специалистов в Западную Европу на Всемирные выставки с целью изучения художественных новшеств в области стекольного дела. В результате завод за полтора столетия превратился в крупнейшее предприятие страны, являлся постоянным участником практически всех Всероссийских и Международных мануфактурных выставок конца XIX — начала ХХ века, где неизменно удостаивался самых высоких наград — вплоть до почетного звания Поставщика Императорского Двора. И поэтому неслучайно, что в силу своей технической оснащенности и подготовленности, Гусевский завод стал единственным предприятием среди многочисленных частных заводов России, который разработал технологию и наладил выпуск изделий многослойного стекла в стиле так назывемого «интернационального модерна». При этом в художественном стекле рубежа XIX–XX веков, как европейского ар-нуво, так и русского модерна, чрезвычайно ярко проявился интерес к дальневосточным культурам.

Так, представленная ваза выполнена в форме «ствола бамбука», что было характерно для дальневосточного искусства, а также актуально в эпоху модерна в России. Такие формы Гусевского стекла абсолютно идентичных размеров встречаются в музейных коллекциях, что свидетельствует о тиражном характере продукции завода. Однако все известные идентичные вазы декорированы разными мотивами без повторений, что свидетельствует о сохранении уникального характера каждого экземпляра.

*Что касается декора представленной вазы, то он также уникален: по корпусу затейливо вьется изящная лоза с крупными красными цветами пышных роз, что испокон веков в Европе и России традиционно связывается с сердечными симпатиями и любовью, то есть сюжет декора отвечает идеям символизма, свойственного восточному искусству. При этом цветочно-растительный декор, модный в Европе под влиянием восточного искусства и творчества Э. Галле, в трактовке Гусевского завода отличается более натуралистичной манерой исполнения, нежели изделия европейского ар-нуво. Художники интерпретировали новые тенденции по‑своему, разработав самостоятельный флореальный стиль, тяготеющий к мотивам местной природы, что придавало гусевским изделиям узнаваемый характер. *Использование хрустального стекла также не было случайным, поскольку этот лучистый материал, как цветной, так и бесцветный, обладал более сильной чистотой и прозрачностью по сравнению с простым стеклом, что повышало качество и эмоциональное восприятие произведения. В данном случае ваза исполнена из желто-янтарного хрусталя, что в сочетании с красными розами придает предмету солнечный, позитивный характер.

Производство многослойного стекла (первоначально трехслойного) в технике «камео-гласс» началось на заводе еще в сороковых годах XIX века, а с 1900‑го года начинается следующий успешный этап в деятельности завода, когда во время русско-французской выставки в Санкт-Петербурге инженер-технолог завода А. Ф. Каржавин знакомится с участвующим в ней Эмилем Галле, самим создателем европейского «камео-гласс», и вдохновляется его идеями о вариантности форм и декора. В дальнейшем благодаря упорным и длительным разработкам А. Ф. Каржавина изделия многослойного стекла можно было тиражировать сериями, используя одну форму, но варьируя изображения и цветовую гамму стекла, что сообщало каждому предмету статус уникальности.

Выпуск подобных изделий был налажен после кончины Ю. С. Нечаева-Мальцова в 1913 году при его наследнике — троюродном племяннике, графе Павле Николаевиче Игнатьеве, ставшем последним владельцем Гусевского завода. Многослойные изделия выпускались уже более сложной и разнообразной цветовой гаммы тонких слоев цветного хрусталя. Исполнение многослойных изделий Гусевского заводом было доведено до совершенства: виртуозно снятые тончайшие слои цветного стекла образовывали богатые живописные эффекты с мягкими «акварельными» цветовыми переходами, что позволяло добиваться разнообразия и уникальности изделий даже при их тиражировании.

Именно к такой категории и относится представленная ваза. Она демонстрирует высший, «пиковый», этап производства на Гусевском заводе многослойных изделий называемых «Галле», их художественный уровень и высокий профессионализм заводских мастеров. Кроме того, ваза является ярким примером отечественного художественного стекла в стиле «интернационального модерна». В силу своей красоты она может занять достойное место как в музейном собрании, так и в частной коллекции, став прекрасным акцентом современного интерьера. Ваза бесспорно имеет редкий историко-художественный интерес и несомненную антикварную ценность.