Яйцо пасхальное "Ecce Homo"
Санкт-Петербург, 1840–1850 гг.
Императорский фарфоровый завод
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка
Высота 8,7 см
Яйцо с изображением Иисуса Христа в терновом венце по картине Гвидо Рени «Ecce Homo» (1639–1640), в настоящее время хранящейся в Музее Лувра в Париже (Франция). «Ecce Homo» — буквальный перевод: «се, Человек». Согласно Евангелию от Иоанна (гл. 19, ст. 5), прокуратор Иудеи Понтий Пилат вывел к народу Иерусалима Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, и, желая возбудить сочувствие толпы, произнес эти слова. Выражение стало крылатым.
Частое обращение к копированию на фарфоровых пасхальных яйцах грациозных и эмоциональных образов картин Гвидо Рени связано с увлечением российского общества и императорского двора в 1840–1860‑е годы живописью старых мастеров и академическим реализмом. Творчество итальянских художников болонской школы и Рафаэля Санти по гравированным репродукциям на протяжении трех десятилетий служило образцом тщательного письма и создания идеальных типов.
Живописец и гравер Гвидо Рени еще при жизни имел большой успех, но гораздо более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с «божественным» Рафаэлем. Гвидо Рени родился в 1575 году в Кальвенциано, расположенном недалеко от Болоньи, в семье музыканта Даниэле Рени. Девяти лет от роду поступил в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту. Затем Гвидо оказывается в Болонской Академии, и это событие становится определяющим для его творческой биографии. Возникшее в Болонье художественное заведение было организованно около 1585 года братьями Карраччи. Свою мастерскую или, точнее, расширенную студию, они назвали «Академией, вступивших на правильный путь». В ней молодые живописцы обучались по специальной программе: слушали лекции по анатомии, занимались рисунком, композицией и перспективой, писали с натуры. Именно к этой школе восходит родословная европейских академий. Художественные идеалы братьев Карраччи определялись их стремлением после кризиса «маньеризма» вновь создать «большой стиль», вернуться к монументальным традициям классического Ренессанса. Манифестом нового стиля явилось стихотворение-программа: «Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, тот пусть вооружится рисунком Рима, движением и светотенью венецианцев и ломбардской сдержанностью колорита, манеру мощную возьмет от Микеланджело, от Тициана передачу натуры, чистоту и величие Корреджиева стиля и строгую уравновешенность Рафаэля…». С 1619 года, после смерти Лодовико Карраччи, Гвидо Рени становится главой Болонской Академии.