Яйцо пасхальное "Святой Александр Невский"
Санкт-Петербург, 1840–1850 гг.
Императорский фарфоровый завод
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка
Высота 8 см
Живописные образы святых на пасхальных яйцах не случайны — все они исключительно небесные покровители Дома Романовых. Александр — популярное имя династии Романовых, в частности, благодаря небесному покровителю — святому благоверному князю Александру Невскому, культ которого был важен для Российской империи и Петербурга. Первым его получил сын Петра Великого. Династическое имя трех императоров, первый из которых получил его от бабки, Екатерины Великой, в связи с политическим Греческим проектом, в котором он виделся новым Александром Македонским. Благодаря военным успехам Александра I и его положительному имиджу в династии имя использовалось в семье часто пока император Николай II не нарушил традицию, назвав сына необычным для наследника именем Алексей.
На протяжении всего XIX века количество фарфоровых яиц, представлявшихся на «Высочайшее благовоззрение», увеличивалось с приходом к власти каждого нового императора. К Пасхе 1802 года их было изготовлено 960 штук, а к Пасхе 1826 года Николай I в связи с его предстоящей коронацией заказал уже 1655 пасхальных яиц.
При Александре II все выпускавшиеся для нужд Российского Императорского Двора фарфоровые пасхальные яйца были разделены на несколько категорий, различавшихся сложностью и типом декора, размерами, в некоторых случаях назначением и, наконец, стоимостью. К высшей категории, которая приравнивалась к выполнению художественных изделий, относились яйца «с живописью». В более поздних документах эта категория именовалась «с живописью святых и двунадесятых праздников». Яйца этой категории расписывали лучшие живописцы завода, специализировавшиеся на «живописи фигур». Исполнение одного такого яйца иногда занимало до 40 дней. Количество этих яиц не превышало 150 штук, причем монаршей чете предоставлялись 75 яиц, а 25 оставались в запасе. Распределение оставшихся пяти десятков строго регламентировалось. Так, великие князья получали по 3, а великие княгини по 2 таких яйца. Их стоимость — от 40 до 60 рублей за штуку — в десять раз превышала оценку яиц обыкновенных.