Яйцо пасхальное "Святой Исаакий Далматский"
Санкт-Петербург, 1847–1855 гг.
Императорский фарфоровый завод
Подпись: «И. С.» — живописец по фарфору
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка
Высота 9,7 см
Марка: оттиск в массе — монограмма «Н I» под короной в круге
Яйцо с росписью по иконописному образу Тимофея Андреевича Неффа «Святой Исаакий Далматский», созданному для первого яруса главного иконостаса Исаакиевского собора в 1847 году. Прототип живописи представлен в Государственном каталоге музейного фонда России под № 20977831.
Фарфоровые пасхальные яйца — русский феномен. Они входили в постоянный ассортимент изделий Императорского фарфорового завода с момента его основания. Изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов, получивший первые удовлетворительные пробы твердого фарфора в конце 1748 года, в своем рабочем дневнике за третью неделю марта 1749 года записывает: «Яйца точили и формовали».
Именно в России, где Пасха как «праздник праздников» испокон веков почиталась с исключительным пиететом, возникла идея изготавливать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из «белого золота». Фарфор как драгоценный материал стал для императорских пасхальных яиц символичным. Пасхальное яйцо в России уподоблялось дорогой миниатюрной фарфоровой иконе и семейной реликвии для красного угла родного дома.
Традиция производства фарфоровых яиц в качестве императорских подарков восходит ко времени царствования императрицы Екатерины II. Обычно на Пасху такие символичные знаки внимания получали венценосные персоны, европейские родственники, придворные и приближенные к Дому Романовых. Но именно при императоре Николае I традиционные фарфоровые пасхальные яйца стали произведениями искусства — они увеличились в размере и стали прекрасной основой для воспроизведения в миниатюре дорогих сердцу монарха и членов его семьи живописных полотен.
Наиболее знаменитым источником живописи пасхальных яиц Императорского фарфорового завода является художественное убранство Исаакиевского собора (1818–1858) в Петербурге. Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II и членов царской фамилии. Однако все работы по внутреннему убранству были реализованы при живейшем участии императора Николая I. Живописные работы в Исаакиевском соборе, начавшиеся в середине 1840‑х годов, совпали с желанием Николая I реформировать русскую церковную живопись в рамках одобренной им идеологической модели «Самодержавие. Православие. Народность». Личные пристрастия повлияли и на выбор главного художника для росписи собора. Император Николай I и его супруга императрица Александра Федоровна с особым интересом и теплом относились к личности и творчеству Тимофея Андреевича Неффа (1805–1876). Являясь поклонниками его таланта, они, тем самым, породили «моду на Неффа» — в том числе и через реплики его произведений на пасхальных яйцах.