Яйцо пасхальное "Апостол Павел"
Санкт-Петербург, 1850–1860 гг.
Императорский фарфоровый завод
Подпись: «А. Т.» — живописец по фарфору Александр Иванович
Тычагин (1818–1895)
Фарфор; надглазурное крытье, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка
Высота 10,2 см
«Живописные» пасхальные яйца — любимое детище императора Николая I. Эти яйца изготавливались и первоначально преподносились членам императорской семьи Романовых, зарубежным родственникам царствующих домов Европы и ближайшему кругу российской знати.
Имя Павел введено впервые Петром I как семантически парное к имени другого его сына — Петра. Затем Елизавета Петровна дала имя этого своего умершего брата наследнику — Павлу I. Однако из‑за несчастной судьбы императора Павла I имя вычеркивается из практики именований и затем лишь единожды используется: этим именем нарекли шестого сына императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны — великого князя Павла Александровича (1860–1919).
Российские фарфоровые пасхальные яйца чаще всего были подвесными и предназначались для украшения домашнего киота: яйцо имеет два отверстия по вертикальной оси, куда продергивалась лента с петлей вверху и бантом внизу; за петлю оно подвешивалось под иконы.
Только пасхальные яйца с миниатюрной живописью 1840–1870‑х годов лучшие художники завода подписывали — двумя или реже одним инициалом. Этот факт — знак высокой оценки и признания индивидуального мастерства живописца-копииста.