Икона «Серафим Саровский» в окладе и деревянном киоте
Оклад: Москва, 1903–1908 гг.
Мастерская серебряных изделий И. Ф. Тараброва
Серебро; эмаль по скани, выемчатая эмаль, штамп, накатка, монтировка, золочение, канфарение
Размер: 18 × 14,5 × 3,5 см
Клейма: «И. Т.»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной влево, и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина — «ИЛ»
Поясное изображение Серафима Саровского — самый популярный иконописный извод образа святого. Образцом для него послужил прижизненный портрет старца Серафима работы инока Иосифа (Серебрякова).
Икона покрыта великолепным драгоценным серебряным окладом с многоцветным эмалевым декором на венце, полях и наугольниках. Прекрасно скомпонованный из стилизованных цветочных и растительных мотивов орнамент, несмотря на разнообразие цветовой гаммы усиленной применением оживок, не разрушает целостности образа. Тоже в полной мере относится к прочеканенным одеждам святого. Крупные, подчеркнутые гравировкой складки мантии, предопределили увеличение размера раппортного мотива в оформлении фона оклада. Различными оттенками позолоты мастеру удалось передать изображаемое на канонических иконах четкое разделение в одеяниях Серафима Саровского — мантии (признака монашества) и епитрахили (признака священства).
- Тарабров Иван Филиппович — владелец мастерской (позднее фабрики) золотых и серебряных изделий, известной с 1893 по 1913 год. Его фабрика, располагавшаяся на Краснохолмской улице, затем в собственном доме на Большой Дворянской улице, была одной из лучших в Москве по производству церковной утвари и окладов икон. Оклады икон работы мастерской И. Ф. Тараброва хранятся в собраниях Государственного Исторического музея, Сергиево-Посадского музея-заповедника, Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а также в ряде частных собраний в России и за рубежом.
- Серафим Саровский — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. В 1903 г. по личной инициативе императора Николая II был канонизирован Русской православной церковью. В начале ХХ века являлся одним из наиболее почитаемых святых.