Икона «Благоверная княгиня Анна Кашинская»
А. А. Глазунов, 1909 г.
Дерево, левкас, темпера
Размер: 18 × 15 × 2 см
Образ преподобной Анны Кашинской представляет собой пример высококлассной московской иконописи начала XX века. Особую ценность иконе дает авторская подпись известного иконописца А. А. Глазунова, одного из ведущих мастеров начала XX века, впоследствии одного из родоначальников палехской лаковой миниатюры.
Благоверная княгиня Анна Кашинская была супругой тверского князя Михаила Ярославича, пострадавшего в 1318 году за исповедание христианской веры в Орде. После смерти мужа Анна приняла монашеский постриг, занималась строительством монастырей и храмов в Твери, прославилась делами благотворительности. Незадолго до смерти переехала в Кашин, где была погребена в 1368 году.
Около 1650 года состоялось обретение мощей святой и ее канонизация. Однако после церковной реформы патриарха Никона имя святой стало использоваться старообрядцами для подтверждения истинности древних обрядов, поскольку при обретении мощей ее правая рука оказалась сложенной в двоеперстии. Это послужило причиной прекращения почитания Анны Кашинской в официальной Церкви. Несмотря на это святую продолжали почитать в Кашине и Твери, а также в других регионах в старообрядческой среде. Возвращение к вопросу о повторной канонизации произошло уже в конце XIX века, во многом благодаря поддержке императора Николая II. Новое прославление святой было объявлено Святейшим Синодом в апреле 1909 года.
Иконография святой сформировалась еще в XVII столетии. Поскольку перед смертью она приняла схиму, сложилась традиция изображения княгини в монашеских одеждах. Несмотря на официальный запрет, образы святой продолжали создавать, преимущественно в Твери. После возобновления почитания широкое распространение получили изображения благоверной княгини Анны на фоне Воскресенского собора города Кашина, на берегу речки Кашинки. Автор представленной иконы выбрал именно этот вариант, изобразив святую в молении ко Христу. Его фигура размещена в небесном сегменте слева. Жест двуперстия ее правой руки, вероятно, вызван желанием подчеркнуть восстановленную справедливость по отношению к святой и, скорее всего, указывает на старообрядческого заказчика, поскольку в официальной иконографии Анна Кашинская чаще всего изображалась с прижатой к груди правой рукой, что позволяло не акцентировать историю с деканонизацией.
Икона имеет авторскую подпись и дату: «А. А. Глазуновъ. 1909 г.». Очевидно, образ был написан в год повторного прославления святой. Автор иконы — иконописец Александр Александрович Глазунов (1884–1952). Художник принадлежал к традиции палехского иконописания, обучался в мастерской известного палешанина Д. П. Салаутина. Позже переехал в Москву, работал реставратором и иконописцем в Художественно-промышленном товариществе в Москве, участвовал в реставрации московских храмов и монастырей, работал на древних памятниках в регионах. В 1914 году опубликовал собранные им прориси, фотографии и копии с древних образцов в книге «Материалы для истории русской живописи». В 1909 году иконописец открыл в Москве свою собственную мастерскую, что давало ему право подписывать произведения. Икона представляет редкий пример подписного произведения А. А. Глазунова.
Образ отличает изысканный рисунок, светлый колорит, мастерское владение приемами золотопробельных разделок в одеждах. Изображение оформлено орнаментальной рамкой на полях. Ее рисунок, отсылающий к традициям древнерусского искусства, выполнен золотом и цветными лаками, что подчеркивает утонченность образа святой и воздает впечатление драгоценности изображения. Этот прием достаточно характерен для подписных произведений А. Глазунова.