Войти / Регистрация

Икона "Покров Богоматери" в окладе и киоте

Лот №251
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 6 000 000 - выше  

Оклад: Москва, 1910‑е гг.
Мастерская серебряных изделий Ф. Я. Мишукова
Серебро, басма; штамп, гравировка, монтировка, золочение
Размер: 20,3 × 27,2 см
Клейма: «Ф. Я. Мишуковъ»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»
Публикации: «Модерн в русской иконе: Art Nouveau and the russian icon». Каталог выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва. М., 2023. С. 180. Кат. № 63

Образцом для иконы «Покров Богоматери» послужило изображение в алтарной конхе Покровского храма Марфо-Мариинской обители, написанное в 1911 году знаменитым уже тогда М. Н. Нестеровым. Художник высоко ценил свою работу в этом храме, считая его «лучшим из современных сооружений Москвы».

Форма оклада иконы повторяет полукруглые контуры конхи апсиды храма, довершая тем самым сходство изображения с оригиналом. Оклад выполнен в технике басмы, часто применявшейся русскими мастерами в XV–XVII веках. Раппортный узор оклада также повторяет образцы древнерусского искусства. Он составлен из закручивающихся в спирали стеблей с трилистниками на концах. Круги, образуемые стеблями, в местах соединения друг с другом перехвачены колечками. Между кругами расположены восьмиконечные цветочные розетки. Аналогичный орнамент украшает оклад начала ХХ века работы Ф. Я. Мишукова на иконе «Воздвижение креста» (вторая половина XVI в. Государственная Третьяковская галерея).

Поверх басменного орнамента помещены клейма с инициалами «МР» «ѲẎ» («Матерь Божия») и с текстом

Акафиста Покрову Пресвятой Богородицы: «Радуйся радосте наша покрый нас от всякого зла честным твоим омофором».

Таким образом, данное произведение является выдающимся художественным памятником неорусского стиля, объединившим в себе творчество двух его ярчайших представителей: мастера-серебряника Федора Мишукова и опосредованно — художника Михаила Нестерова.

Известна, по крайней мере, еще одна икона, образцом для которой послужила фреска М. В. Нестерова. В ней, в отличие от представленного образа, несколько изменена композиция оригинала и иной рисунок басменного оклада.

Мишуков Федор Яковлевич, сын Я. Ф. Мишукова — основателя и владельца мастерской серебряных изделий в Москве. Продолжал дело отца и с 1912 года возглавлял фамильное предприятие. По заказу великой княгини Елизаветы Федоровны мастерская исполняла церковную утварь и чеканку иконостасов для Марфо-Мариинской обители. Архитектор А. В. Щусев, автор Покровского храма обители, дал очень лестную для мастеров неорусского стиля оценку работам Ф. Я. Мишукова: они воспроизводят наследие Древней Руси «без фальши и творчески».