Складень «Спас Нерукотворный с предстоящими Николаем Чудотворцем и ангелом-хранителем»
Москва, 1908–1917 гг.
Мастерская серебряных изделий Д. Л. Смирнова
Серебро; гравировка, оброн, монтировка, золочение, канфарение
Размер: 11,3 × 8,7 × 1,4 см
Клейма: «ДС»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»; знак удостоверения Московского окружного пробирного управления с женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и точкой сзади шеи. Клейма Польши, принятые в 1920 г.: для находящихся в ломбарде предметов — голова совы; пробирное клеймо для серебряных изделий 800 пробы — женская голова в платке, обращенная влево, с цифрой «3» и буквой «L» (?)
С экспертным заключением
Прямоугольный трехчастный складень с килевидным усеченным навершием воспроизводит форму царских врат. На внешней стороне боковых створок помещены кресты «византийского типа» с расширяющимися от средокрестия ветвями. Вокруг средокрестия расположены четыре стилизованных изображения лилии, также составляющих крестообразную композицию. Периметр створок подчеркнут рамочкой, к нижним углам которой крепятся изогнутые завитки. Из них поднимаются по четыре полукруглых лепестка, соединенные в вертикальные цепочки, завершенные квадратом с изображением спирали внутри. Декор килеовидного навершия с изменением размеров и пропорций повторяет рисунок створок, но квадраты со спиралями компонуются здесь в равноконечные кресты, фланкирующие центральный крест. Композиция внешней стороны складня строго продумана и упорядочена. Симметричен не только ее общий рисунок, но и декоративное оформление навершия и каждой створки. То же можно сказать о декоре внутренней — основной — стороны складня. Живописные изображения помещены в рамки, украшенные волнообразно изгибающейся линией растительного орнамента, составленной из листьев на закручивающихся в спирали стеблях. Высокое качество исполнения, продуманная композиция, сдержанный благородный декор, подчеркивающий красоту живописных образов, позволяет отнести складень к лучшим произведениям «русского религиозного ренессанса».
• Смирнов Дмитрий Лукич — ювелир и владелец мастерской серебряных изделий, основанной в 1883 году. Специализировался на изготовлении посуды и церковной утвари. С 1912 года — поставщик Двора Его Императорского Величества. Работы предприятия Д. Л. Смирнова хранятся в коллекциях Государственного музея-заповедника Московский Кремль, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, а также во многих российских и зарубежных частных коллекциях.