Икона «Богоматерь Казанская» в окладе
Оклад: Москва, 1908–1917 гг.
Первая московская артель
Серебро, кабошоны; штамп, гравировка, скань, зернь, выпиловка, монтировка, золочение
Размер: 22 × 18 × 3 см
Клейма: «1‑я МА»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»
Повторения чудотворного образа Богоматери Казанской получили широкое распространение в конце XIX — начале ХХ века. «Наборный» (состоящий из нескольких соединенных в общую композицию фрагментов) оклад иконы выполнен в стиле модерн. На позолоченных полях оклада искусно выгравированы изображения шестикрылых серафимов и звезд Давида, а также надпись «Казанскiя Пр. БЦЫ», выполненная стилизованной вязью, которая воспринимается как самостоятельный орнаментальный мотив. На углах полей рельефно выделяются декоративные накладки, узор которых, сотканный тонкой сканной проволочкой, дополнен разновеликими шариками зерни и высокими кабошонами синего цвета. Фон оклада практически полностью закрыт изображением. Лишь в верхней части можно видеть выполненные гильошировкой линии — лучи Божественного Света, исходящие от ликов. Традиционно реалистично выполнены одежды Богоматери и Христа с «вышитыми» на них узорами. Глубина и очертания их складок искусно подчеркнуты цветом позолоты, а также гладко отполированной поверхностью соприкасающихся с ними венцов. На позолоченные венцы, являющиеся одним из основных цветовых и композиционных акцентов оклада, помещены изображения парящих ангелов контрастного серебряного цвета и не менее контрастные темно-красные кабошоны.
Оклад является примером удивительного, но характерного для лучших работ русских серебряников, превращения металла в живописное средство, с помощью которого передаются все детали изображения: фактура материалов, складки тканей, лучи света и тончайшие нюансы орнамента.