Войти / Регистрация

Икона «Спас Вседержитель» в окладе и деревянном киоте

Лот №257
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 3 000 000 - выше  

Оклад:
Москва, 1908–1917 гг.
Первая московская артель
Серебро, кабошоны; эмаль по скани, штамп, выпиловка, гравировка , скань, зернь, монтировка, золочение
Размер: 17,5 × 22 × 3,5 см
Клейма: «1‑я МА»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»; знак удостоверения Московского окружного пробирного управления с женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и точкой сзади шеи

Иконы с изображением Спаса Вседержителя, ввиду универсальности сюжета, наиболее часто выбирались в качестве подарка. Высокое мастерство исполнения и оригинальное оформление оклада подтверждает заказной характер представленного произведения.

Гладкие позолоченные поля оклада украшены накладными наугольниками в виде стилизованного цветка, выполненного в технике эмали по скани, лепестки и листики которого дополнены шариками зерни и помещенными в сканную оправу яркими зелеными кабошонами. На боковых полях расположены два креста, сканный рисунок которых также дополнен зернью. Однотипный шахматный (клетчатый) орнамент фона оклада акцентирует внимание на академично тонко выписанном лике Христа. То же в полной мере относится к гладкому позолоченному венцу с крупной пятичастной «коруной», возвышающейся над фоном и полями оклада. Венец декорирован лишь тремя выделяющимися на нем высокими завальцованными кабошонами не яркого, но обладающего неповторимыми световыми эффектами, опалового цвета. Особого внимания заслуживают великолепно выполненные одежды Спасителя. Высокорельефная многоуровневая чеканка отчетливо отделяет хитон от накинутого на него гиматия. Края одежды дополнительно подчеркнуты чрезвычайно тонко гравированными разнообразными (от раппортных крестиков до меандра) узорами. Умелое сочетание оттенков серебра и позолоты усиливает визуальный эффект прочеканенных изгибов и складок. Не случайно во второй половине XIX — начале ХХ века русские серебрянники считались непревзойденными мастерами в искусстве передачи в металле фактуры других материалов. Русские сухарницы с наброшенными на них «вышитыми» салфетками и другие подобные предметы неизменно завоевывали самые высокие награды на всех всемирных художественно-промышленных выставках.