Шкатулка-ароматница с крышкой
Роспись: В. П. Фрезе (1883–1970), 1919
Форма: дореволюционный образец ИФЗ в стилистики неоклассицизма
Государственный фарфоровый завод, 1919
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
Высота 12,6 см
Марки: зеленая подглазурная трафаретом периода Временного правительства — двуглавый орел в пунктирном круге с годом «1917» (замазаны темно-зеленым хромом); синяя надглазурная — серп, молот и часть шестерни с годом «1919»
Метки: инициалы автора росписи — «В. Ф.»
Публикация: И. Пелинский, М. Сафонова. Советский фарфор 1917–1991: иллюстрированный справочник-определитель с марочником заводов и ценами. М., 2012. С. 27
Ранний советский фарфор не был сплошь агитационным. Заведующий художественным отделом Государственного фарфорового завода Сергей Чехонин (1878-1936), будучи талантливым рисовальщиком и живописцем, тонко чувствовал специфику фарфора и понимал вкусы и запросы широкого круга почитателей «белого золота» как в Советской России, так и за границей. Он сильно расширил тематику изображаемых сюжетов за счет мотивов, которые не имели агитационной составляющей. Чехонину удалось привлечь к работе многих талантливых художников. Живописцы-копиисты стали переносить на белую гладь фарфоровых посудных предметов чехонинские графические рисунки, в том числе те, что были созданы им до революции; «мирискуснические» силуэтные иллюстрации Егора Нарбута, рисунки Мстислава Добужинского, а также других выдающихся художников.
Редчайший предмет, не встречающийся в частных и музейных собраниях. Возможно, в данной росписи шкатулка-ароматница была выполнена в единственном экземпляре.
- • В. П. Фрезе (1883–1970) — одна из ярчайших художниц-копиистов Государственного фарфорового завода довоенной эпохи. В 1900 году окончила Литейную женскую гимназию, после четыре года училась в школе Общества поощрения художеств (ОПХ). С 1904 по 1910 год продолжила обучение в Центральном училище барона А. Л. Штиглица по специальности «Живопись по фарфору». До 1918 года преподавала в городских учебных заведениях. С 1918 года работала художником-живописцем на ГФЗ. В 1925 году участвовала во Всемирной выставке в Париже