Кукольная голова "Баба"
Модель: Н. Я. Данько (1892–1942) (?), 1919
Государственный фарфоровый завод, 1920‑е
Фарфор; надглазурная роспись
Высота 12,6 см
Без марки
Аналогичные фарфоровые головки для марионеток, а также кукольные головы были сделаны Наталией Яковлевной Данько для кукольного театра «Студия», которым руководила Л. В. Яковлева-Шапорина — подруга скульптора. С 1919 года в этом театре работала сестра художницы Елена Яковлевна Данько, которая на протяжении 1920‑х годов создавала инсценировки сказок для спектаклей, пользовавшихся большой популярностью у зрителей. По моделям Н. Я. Данько также были сделаны куклы к опере «Борис Годунов» (1919–1920). Рисунки этих кукол, исполненные акварелью Б. Б. Ланге, находятся в коллекции ГЦТМ им. А. А. Бахрушина (Москва).
Прекрасный штучный образец творчества Н. Я. Данько. Подобные предметы практически не встречающийся на антикварном рынке.
- • Н. Я. Данько (1892–1942) — самый значимый и известный скульптор завода ранней советской эпохи. С 1900 по 1902 год училась в Строгановском училище, с 1906 по 1908 год — в Виленской городской художественной школе-студии Я. Янсена. В 1908 году переехала в Санкт-Петербург, где брала частные уроки у скульпторов М. Л. Диллона и Л. В. Шервуда. Через год начала работать в мастерской В. В. Кузнецова. Первой работой молодого скульптора были декоративные фронтоны из цемента, выполненные по эскизам А. Н. Бенуа для Училищного дома им. Петра Великого. За время плодотворной работы в мастерской В. В. Кузнецова в период с 1909 по 1914 год ею выполнено около тридцати произведений монументально-декоративной скульптуры для различных зданий Петербурга, Москвы и Киева по проектам архитекторов И. А. Фомина, В. А. Щуко, А. И. Таманяна и других. С начала 1914 года пришла работать на Императорский фарфоровый завод по приглашению своего учителя-монументалиста, который годом ранее стал там заведующим скульптурным отделением. Работала по эскизам В. В. Кузнецова и Е. Е. Лансере. Первая самостоятельная работа в фарфоре — композиция «Русские плясуньи в национальных костюмах, пляшущие под музыку мальчиков-пастушков» (1916–1917). Одна из первых советских скульпторов прикладного искусства, применивших фарфор в архитектурных сооружения. Участница многих всероссийских и международных выставок, на которых неоднократно была удостоена высших наград. С 1919 года — заведующая скульптурным отделом Государственного фарфорового завода.