Войти / Регистрация

Тарелка «Кто не с нами - тот против нас»

Лот №322
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 1 000 000 - выше  

По рисунку С. В. Чехонина (1878–1936), 1918
Петроград, Государственный фарфоровый завод, 1921
Фарфор, надглазурная роспись
Высота 3,8 см; диаметр 25,5 см
Марки: зеленая подглазурная (закрашена темно-зеленым овалом) — «ИФЗ»; синяя надглазурная — серп, молот и часть шестерни с годом «1921»
Публикация: Э. Б. Самецкая. Советский фарфор 1920–1930‑х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга. СПб., 2006. С. 236, 341

Тарелка входит в серию первых образцов агитационного фарфора, созданных в 1918 году. Сергеем Чехониным было создано 5 тарелок с лозунгами по борту, исполненных автором и копиистами в разных колористических решениях: «Борьба родит героев»; «Дело науки служить людям»; «Кто не с нами, тот против нас» (отсылающее к изречению немецкого философа-анархиста Макса Штирнера); «Пусть, что добыто силою рук трудовых, не поглотит ленивое брюхо» и «Ум не терпит неволи». Источником «изречений великих людей» явился список из 28 высказываний, подготовленный специальной комиссией и одобренный В. И. Лениным. Участие в его составлении принимал нарком просвещения А. В. Луначарский, призывавший «задуматься прохожего человека и зародить искру светлой мысли или горячего революционного чувства в его душе».

Ярчайший образец раннего советского агитационного фарфора.

  • С. В. Чехонин (1878–1936) — русский художник, один из первых графических дизайнеров в России. Художественное образование получил в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (1896–1897), затем — в школе-мастерской М. К. Тенишевой (1897–1900). Занимался керамикой под руководством П. К. Ваулина с 1902 по 1907 год. Участвовал как художник и редактор-издатель в журналах политической сатиры в годы первой русской революции (1905–1906). Работал с книжными издательствами и в редакциях художественных журналов Петербурга, создал новые рисованные шрифты. Принимал участие в декоративных работах (майолика на фасадах, роспись интерьеров) в гостинице «Метрополь» в Москве, выполнял росписи храмов, особняков и общественных зданий Москвы и Петербурга, работал с кустарными художественными промыслами. Член художественного объединения «Мир искусства» с 1913 года. В 1918 году занял должность художественного руководителя Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем — Ленинграде). Чехонин занимался книжной графикой, а также декоративно-прикладным искусством. Он придумал герб РСФСР и печать Совнаркома, рисовал эскизы для создания советских денежных купюр и монет. Мастер книжной и журнальной графики, портретной миниатюры и расписной эмали, монументально-декоративной росписи и керамики. Родоначальник советского фарфора на ГФЗ, создатель стиля агитационного фарфора, скульптор сервизных форм, заведующий художественной частью Государственного фарфорового завода с 1918 по 1923 год, идеолог, один из ведущих творцов эпохи.