Войти / Регистрация

Блюдо «Всадники-красноармейцы - защитники Советского востока»

Лот №329
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 2 000 000 - выше  

Роспись: Р. Р. О’Коннель
Ленинград, Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1930
Фарфор; надглазурная роспись
Высота 3,9 см; диаметр 27,5 см
Марка: синяя подглазурная — серп, молот и часть шестерни
Метки: авторская подпись, бордовая надглазурная — «Р. О’Коннель»

Для творчества Рене О’Коннель рубежа 1920–1930‑х годов характерно увлечение восточными мотивами и темой Советского Востока. Данное произведение, отличающееся яркостью колорита, изображает теплый прием всадников-красноармейцев женщинами Востока в ауле. Тема освобождения восточной женщины и Востока в целом была очень востребована советской пропагандой. Известно множество плакатов на данную тематику. В 1920–1930‑е годы была развернута кампания по освобождению женщин советского Востока, получившая название худжум. Неотъемлемой частью худжума стала борьба за отказ от ношения женщинами паранджи как символа патриархального угнетения.

Уникальное блюдо. Известен лишь один образец в собрании Государственного Эрмитажа.

Р. Р.  О’Коннель (1891–1981) — художница, внучка ирландского политического деятеля Даниэла О`Коннела, гражданская жена А. Я. Билибина. Училась в мастерской художника Е. А. Егорова. В 1907 году поступила в рисовальную школу Общества поощрения художеств (ОПХ) по классу фарфора и графики у И. Я. Билибина. Закончив обучение в школе в 1914 году, получила право на поощрительную поездку в Италию, побывала также во Франции, Германии и Венгрии. Совершила поездку в Иран, с чем связано ее увлечение восточными мотивами. Принимала участие во множестве конкурсов и неоднократно премировалась. Работала как художник-график в таких журналах как «Сатирикон», «Лукоморье», «Аргус». Оформила своими иллюстрациями издание сказки Ш. Перро «Синяя птица». Поступила художником на Императорский фарфоровый завод. После революции с 1922 по 1932 год работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В своих декоративных работах развивала «восточную» и сказочную тематики.