Скульптура «Плясунья» из композиции «Пляшущие бабы»
Модель: Н. Я. Данько 1916–1917
Формовщик: И. Д. Кузнецов
Государственный фарфоровый завод, 1923–24
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
Высота 26,5 см
Марка: зеленая подглазурная трафаретом — серп, молот и часть шестерни
Метка: формовщика в массе — «ИК»
В 1916 году Наталия Данько исполнила свою первую самостоятельную скульптурную композицию с отдельно стоящими фигурами «Русские плясуньи в национальных костюмах, пляшущие под музыку мальчиков-пастушков». На ИФЗ были выполнены шесть моделей «Русских плясуний» («Пляшущих баб») и две модели мальчика-пастушка (варианты с игрой на свирели и на балалайке). Источником для создания фигур крестьянок в русских национальных костюмах послужило созданное годом ранее настольное украшение «Хоровод», в котором девушки держатся за руки. В поздней композиционной сюите каждая фигура уже существует отдельно, поэтому от скульптора требовалось максимально точно передать разнообразные движения и ритмическую плавность русского народного танца. Трактовка фигур, поз и костюмов дают основания полагать, что скульптор на раннем этапе своего творчества обращается к традициям русской фарфоровой пластики, извлекая опыт из жанровых произведений, созданных на частных фарфоровых заводах. Многие специалисты считают, что ключевым прообразом для создания серии фигур «Русских плясуний» стала «Крестьянка Саратовской губернии» Павла Каменского, самая живая скульптура из его «Народностей России».
Данная скульптура является самой редкой из всей серии, представляет огромный интерес для собирателей и поклонников творчества Н. Я. Данько.