Войти / Регистрация

Скульптура «Афганка» («Восточная женщина, сбрасывающая чадру»)

Лот №335
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 1 000 000 - 1 500 000 

Модель: Е. Р. Трипольская, 1928
Роспись: Дербина
Формовщик: И. Д. Кузнецов
Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1929
Фарфор; надглазурная роспись, золочение, цировка
Высота 21,5 см
Марка: в массе — серп, молот и часть шестерни с указанием года «1929»
Метки: инициалы формовщика в массе — «ИК»; подпись автора росписи, черная надглазурная — «росп. Дербина. 1929»
Публикация: Э. Б. Самецкая. Советский фарфор 1920–1930‑х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга. СПб., 2006. С. 195, 327

Скульптура Е. Р. Трипольской «Афганка» («Восточная женщина, сбрасывающая чадру», 1928) продолжает тему освобожденного Востока, начатую на ГФЗ еще в 1921 году Е. Я. Данько. Появление скульптуры было связано с важным общественно-политическим событием тех лет: в мае 1928 года Москву посетил афганский король Аманулла-хан. Во время его двухнедельного пребывания в СССР были подписаны документы о культурном и экономическом сотрудничестве между СССР и Афганистаном.

Прекрасный образец известнейшей скульптуры в авторской росписи, что увеличивает ее коллекционную привлекательность.

Е. Р. Трипольская (1881–1958) — скульптор. Начальное художественное образование получила в Полтавском институте благородных девиц (1889–1896), где училась у В. А. Волкова. В Санкт-Петербурге прошла обучение в Императорской школе поощрения художеств (1897–1902), изучала лепку у Л. В. Шервуда, В. А. Беклемишева и Р. Р. Баха. В Париже посещала студию Н. Л. Аронсона (1906–1907), обучалась искусству обработки мрамора. Работала в различных материалах: мраморе, бронзе, терракоте, глине, керамике. По заказу центрфарфортреста исполнила для Государственного фарфорового завода модели трех скульптур в малой пластике: в 1927 году — «Восточный носильщик (Амбал)», «Восточная женщина» («Бакинка, закутанная в чадру») и в 1928 году — «Афганка» («Восточная женщина, сбрасывающая чадру»). Две скульптуры Трипольской сразу после исполнения вошли в «Список фарфоровых изделий Государственного фарфорового завода, принятых на юбилейную выставку Моссовета» в 1927 году.