Скульптура "Гончар" ("Керамист")
Модель: А. Т. Матвеев, 1926
Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1930‑е
Фарфор; надглазурная роспись
Высота 24 см
Марка: в массе — серп, молот и часть шестерни
Выдающийся скульптор Александр Матвеев, один из организаторов, идейных вдохновителей и активных участников многих творческих объединений первой трети XX века, оказал заметное влияние на развитие пластического искусства. С его именем связано понятие «матвеевской школы пластики». Оно включает в себя особое понимание природы скульптуры и является одним из самых масштабных направлений в русской скульптуре ХХ века. Многие выпускники мастерской Матвеева по его личной рекомендации были направлены на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова и задействованы в фарфоровом искусстве.
В начале 1920‑х годов Матвеев создал в малой пластике серию моделей обнаженных женских фигур, которая в 1923 году была отлита в фарфоре и выпущена на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике «Коминтерн» и на Государственном фарфоровом заводе. В 1926 году скульптор продолжил сотрудничество с ГФЗ им. Ломоносова, создав специально для воспроизведения в фарфоре еще две модели, названные им «Гончар» («Керамист») и «Огородница», запущенные в производство в июне 1926 года. Скульптура «Гончар» в расценочных ведомостях ГФЗ встречается также под названием «Токарь».
Редко встречающаяся скульптура, выпущенная совсем небольшим тиражом, достойна пристального внимания коллекционеров.
- • А. Т. Матвеев (1878–1960) — скульптор-фарфорист. С 1896 по 1899 год учился в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище у В. В. Коновалова, с 1899 по 1902 год — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Член объединений: «Мир искусства» (1912), Союз скульпторов-художников (1917), Союз деятелей искусства (1917–1918), «Четыре искусства» (1924). Участник отечественных выставок: «Мир искусства» (1903, 1911–1915, 1918–1924), МТХ (1905), «Венок» (1908), «Голубая роза» (1907), «Золотое руно» (1908, 1909), СРХ (1910–1912), «Бубновый валет» (1910, 1911), «Четыре искусства» (1925–
1929), «Художники РСФСР за XV лет» (1932). Участник международных выставок: в Венеции (1924), Париже (1925, 1937), русского искусства в Берлине (1922), Нью-Йорке (1924). Работал на керамическом предприятии С. И. Мамонтова «Абрамцево» (1901–1905). Имел мастерскую при керамическом заведении П. К. Ваулина в Кикерино под Петербургом (1907–1912). Участвовал в создании декоративно-паркового ансамбля в имении Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым). Преподавал в высших учебных заведениях в Петрограде — Ленинграде и Москве. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).