Скульптура «Туркменская прачка»
Модель: Ш. А. Мурадова, 1929
Роспись: Т. С. Зайденберг
Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1931
Фарфор; надглазурная роспись
Высота 14,9 см
Марки: в массе — серп, молот и часть шестерни
Метки: подпись автора росписи, коричневая — инициалы «Т. З.» с указанием года «1931»
Публикация: Э. Б. Самецкая. Советский фарфор 1920–1930‑х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга. СПб., 2006. С. 200, 329
В связи с экспортными заказами пополнению моделей на Государственном фарфоровом заводе способствовало также привлечение к сотрудничеству множества сторонних скульпторов, воплотивших свои яркие замыслы в фарфоровой пластике. Критериями для утверждения моделей были не только их художественные достоинства, отвечающие стилистике времени, но и особенности технологии фарфорового производства. В их числе были и произведения студентов мастерской знаменитого скульптора Александра Матвеева. Так, по модели дипломной работы Шамиля Мурадова «Туркменка — домашняя хозяйка» в 1929 году начинают выпускать скульптуру «Туркменская прачка», пользующуюся большой популярностью у коллекционеров и почитателей фарфора за пластичность и восточный колорит росписи.
Скульптура в авторской росписи Татьяны Зайденберг — прекрасный образец раннего советского фарфора, выполненный на самом высоком художественном уровне.
• Ш. А. Мурадов (1901 — ?) — скульптор. Художественное образование получил в Ленинграде на скульптурном факультете ВХУТЕИН-ЛВХТИ, где учился в мастерской А. Т. Матвеева (1925–1929). По модели дипломной работы Мурадова в сентябре 1929 года на ГФЗ им. Ломоносова начинают выпускать скульптуру «Туркменская прачка».