Скульптурная группа «Пушкин с няней Ариной Родионовной»
Модель: Я. А. Троупянский, 1948–949
Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1940‑е
Роспись: Е. Н. Лупанова
Фарфор, надглазурная роспись, золочение
Высота 18,7 см
Без марки
Метки: подпись автора росписи, черная надглазурная сзади на постаменте — «Е. Лупанова — 49 г.»
Скульптурная группа, изображающая «гения русской литературы» с няней Ариной Родионовной, создана Яковым Тропянским в 1948 году в связи с приближающимся 150‑летием со дня рождения А. С. Пушкина.
Композиция впервые представлена на антикварном рынке. Ценность работе добавляет великолепная авторская роспись знаменитой художницы Елизаветы Лупановой.
- • Я. А. Троупянский (1878–1955) — скульптор. Первоначальное художественное образование получил в Одесском художественном училище (1898–1901). Во время обучения совершил поездку в Италию, где стажировался в Неаполитанской Академии изящных искусств (1897–1898). Был принят без экзамена в Санкт-Петербургское высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился у профессоров Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева (1901–1909). Долгое время Троупянский являлся помощником скульптора А. Л. Обера (1903–1917). Одной из первых советских работ Троупянского стало выполнение бюста Бебеля (1918), после которого он получил заказ на изготовление «агитационных фигур и бюстов деятелей революции». Секретарь, а затем — председатель секции скульпторов при Горкоме Союза Работников искусств — РАБИС (1918–1942, с перерывами). Заведующий художественными бронзо-литейными мастерскими в Губполитпросвете Наркомпроса, а затем в Академии художеств и ЛЕНИЗО (1921–1934). С 1930‑х по начало 1950‑х годов Троупянский выполнил множество работ в станковой скульптуре, главным образом — в жанре портрета.
- • Е. Н. Лупанова (1911–1973) — художницафарфорист. С конца 1920‑х до 1931 года обучалась на керамическом отделении в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1931 по 1932 год работала художником в артели «Изобретатель», с 1932 по 1934 год — художником в Бытовой коммуне театра рабочей молодежи («ТРАМ»), с 1937 по 1942 год — художником на ЛФЗ. После эвакуации в 1944 году вернулась к работе на ЛФЗ, где трудилась до конца 1960‑х годов. Автор образцов росписи многих сюжетов жанровой скульптуры.