Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) «Портрет старика»
1872 г.
Бумага, графитный карандаш
45 × 30 см (в свету); в раме — 62,5 × 49 см
Справа внизу подпись: Е. П. В. А. Родiонову — Васнецовъ 1872. 20 Ф.
Провенанс: коллекция В. А. Родионова, Санкт-Петербург; коллекция И. Н. Канторовича, Ленинград — Санкт-Петербург
Выставки: Ленинград, Центральный выставочный зал, 1988
Публикации: Русское искусство XVIII — начала XX века. Из частных собраний Ленинграда. Каталог выставки. Л., 1988. С. 55, ил. на стр. [100]
В. М. Васнецов является выдающимся представителем русского искусства последней трети XIX — начала ХХ столетий. В раннем творчестве (конец 1860‑х — первая половина 1870‑х) он был близок передвижникам, испытав сильное влияние И. Е. Репина. В дальнейшем поиски художника были направлены на формирование национального направления в русском искусстве. Он выработал оригинальный стиль, построенный на изучении византийской и древнерусской живописи и архитектуры, фольклора, традиций народного изобразительного и прикладного искусства, в частности орнамента, костюма, деревянной резьбы. Характерными чертами работ В. М. Васнецова являются повествовательность, «литературность» замысла, декоративность колористического и графического решения, вместе с тем академический подход к композиционному построению. Творчество художника находилось на стыке реализма, историзма и модерна, однако рассматривать его искусство или какой‑либо этап его художественной биографии исключительно в контексте конкретного стиля или направления не представляется возможным.
Портрет создан в период обучения В. М. Васнецова в Академии художеств и изображает пожилого мужчину, возможно, отставного военного, сидящего на лавке. Работа представляет собой характерный образец графических жанровых портретов, популярных в первой половине 1870‑х годов. Судя по дарственной надписи, рисунок был исполнен молодым художником для генерал-майора Виктора Алексеевича Родионова (1821–1906).
- • Виктор Михайлович Васнецов (1848, Лопьял, Вятская губерния — 1926, Москва) — живописец, график, литограф, художник театра, мастер прикладного искусства, скульптор, архитектор. Автор картин на исторические и религиозные сюжеты, жанрист, портретист, иллюстратор. Родился в семье священника. Первоначальное образование получил в Вятском духовном училище и Вятской духовной семинарии (не окончил), где обучался у Н. А. Чернышева. В 1867 году переехал в Санкт-Петербург. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867–1868) у И. Н. Крамского и Императорской Академии художеств (1868–1874) у П. В. Басина, В. П. Верещагина, С. М. Воробьева и П. П. Чистякова. В 1876–1877 годах работал во Франции. С 1878 года жил в Москве. Принимал участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка. В 1883–1884 годах работал над живописным панно-фризом «Каменный век» для Российского Исторического музея в Москве. В 1885 году совершил поездку в Италию для ознакомления с византийскими мозаиками и искусством Возрождения. В 1885–1891 годах жил в Киеве, работал над росписями Владимирского собора. В 1891 году вернулся в Москву. Экспонент Парижского салона (1877), всемирных и международных выставок в Лондоне (1873), Копенгагене (1897), Стокгольме (1897), Париже (1900), Риме (1911), Мальмё (1914) и всероссийских выставок в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896). Член Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств, Общества поощрения художеств, Союза русских художников. В 1910 году вместе с братом А. М. Васнецовым был инициатором создания в Вятке Художественно-исторического музея. Профессор (1892) и действительный член (1893–1905) ИАХ. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном музее-заповеднике «Абрамцево» и других собраниях.