Константин Егорович Маковский (1839–1915) «Деревенский пейзаж»
1870-е гг.
Дерево, масло
20 × 26,5 см; в раме — 35 × 44,5 см
Справа внизу подпись: C. Makowsky
Публикации: Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. СПб., 2003. С. 73, 273
К. Е. Маковский считается одним из самых крупных и наиболее известных русских художников второй половины XIX столетия. Он виртуозно владел как техникой живописи, так и навыками построения композиции. Поиски мастера были связаны в большей степени с изучением чисто художественных проблем цвета и формы, нежели с решением социальных и психологических вопросов, что отличало многих его современников, в особенности передвижников. Этим К. Е. Маковский снискал себе славу «салонного художника». Его произведения отличаются артистизмом исполнения, обилием подробно прописанных аксессуаров, сочностью цветов, монументальностью даже в работах жанрового характера.
Картина «Деревенский пейзаж» относится к раннему периоду творчества К. Е. Маковского. В 1870‑е годы в его искусстве появляется крестьянская тема, а также малороссийские мотивы. В этот период были созданы такие знаковые работы, как «Дети, бегущие от грозы» (1872 г., Государственная Третьяковская галерея), «Крестьянский обед во время жатвы» (1871 г., Таганрогский художественный музей) и «После базара. Деревенская сцена» (1876 г., Иркутский областной художественный музей).
- • Константин Егорович Маковский (1839, Москва — 1915, Петроград) — живописец, график. Портретист, жанрист, пейзажист, автор картин на исторические сюжеты, иллюстратор. Родился в семье художника-любителя Е. И. Маковского. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851–1858) у М. И. Скотти и С. К. Зарянко и Императорской Академии художеств (1858–1863) у Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. М. Шамшина. В 1863 году в числе четырнадцати учеников-конкурентов на большую золотую медаль отказался участвовать в конкурсе и вышел из ИАХ со званием классного художника 2‑й степени. Много путешествовал по России, Европе, Ближнему Востоку, Африке и Северной Америке. С середины 1880‑х годов жил в основном в Париже, где с 1893 года имел собственную мастерскую. Экспонент всемирных и международных выставок в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889), Антверпене (1885), Берлине (1886), Чикаго (1893) и всероссийских выставок в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896). Член Санкт-Петербургской Артели художников, Товарищества передвижных художественных выставок, Санкт-Петербургского общества художников, Общества русских акварелистов. Академик (1867), профессор (1867) и действительный член (1898) ИАХ. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Нижегородском государственном художественном музее, музее Хилвуд (США) и других собраниях.