Николай Егорович Сверчков "Охотник, застигнутый метелью"
Последняя треть XIX в.
Бумага, итальянский карандаш, акварель
27 × 21,5 см (в свету); в раме — 50 × 44 см
Справа внизу подпись: Н. Сверчковъ
На раме бронзовая табличка с надписью: Н. СВЕРЧКОВЪ.
Н. Е. Сверчков — один из крупнейших русских художников-анималистов второй половины XIX столетия, представитель академического направления. Основными темами его произведений были изображения лошадей, летних и зимних троек, охотничьи, жанровые и батальные сцены. В своем творчестве художник неоднократно варьировал наиболее удачные мотивы своих картин.
Одним из таких излюбленных мотивов можно считать сюжет «Охотник, застигнутый метелью». Композиция как правило строится из мужской фигуры, прикрывающей рукой лицо, лошади и охотничьих борзых. Наиболее близкими по композиции работами к представленному рисунку можно считать картины «Охотник, застигнутый вьюгой» (1872 г., Тульский музей изобразительных искусств) и «Охотник, застигнутый метелью» (1860– 1880‑е гг., Ярославский художественный музей).
- • Николай Егорович Сверчков (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село) — живописец, график, скульптор, литограф. Анималист, жанрист, баталист, портретист, автор картин на исторические сюжеты. Родился в семье придворного конюха. Систематического художественного образования не получил. Учился в Воспитательной школе при Императорской Академии художеств (1827–1829) и Петершуле (1829–1833). В 1833–1842 годах служил коллежским регистратором в Министерстве внутренних дел. В 1839 году удостоен ИАХ звания неклассного (свободного) художника. В 1840–1860‑е годы выполнял многочисленные заказы известных коннозаводчиков — графа П. Н. Зубова, графа А. Ф. Орлова, князя Б. А. Голицына, князя Н. Н. Гагарина, К. К. Толя и других, работал на государственных конных заводах — Хреновском и Чесменском. В конце 1850‑х — начале 1860‑х годов жил в Париже, Лондоне и Брюсселе. Много работал по заказам членов императорской фамилии. Экспонент Парижского салона (1863, 1865), всемирных и международных выставок в Лондоне (1862, 1872), Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии (1876), Антверпене (1885), Берлине (1891), Чикаго (1893) и всероссийских выставках в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896). Член Общества поощрения художеств, Московского общества любителей художеств, Общества выставок художественных произведений, Общества русских акварелистов. Академик (1852) и профессор (1855) ИАХ. Кавалер Ордена Почетного легиона (1863). Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее коневодства и других собраниях.