Войти / Регистрация

Виктор Карлович Штемберг "Обнаженная с ирисами"

Лот №414
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 2 500 000 - выше  

Конец XIX — начало XX в.
Холст, масло
134,5 × 83 см; в раме — 150 × 99,5 см
Справа внизу подпись: Штемберъ
Публикации: Нестерова Е. В. Поздний академизм и салон. СПб., 2004. С. 400, ил. 367; [467]
Экспертное заключение ГРМ

В. К. Штембер был типичным представителем позднего академизма, писал эффектные салонные портреты, костюмированные композиции и обнаженную женскую натуру. Ему неоднократно позировали представители царской семьи — императрица Александра Фёдоровна, великая княгиня Ольга Александровна, великий князь Сергей Александрович.

Картина «Обнаженная с ирисами» является очень характерным образцом академической салонной живописи, использовавшей находки и достижения мастеров предшествующих поколений. Данная работа восходит к знаменитому прототипу — картине Ж. О. Д. Энгра «Источник» (1820–1856 гг., Музей Орсе). Однако, совершенно очевидно и влияние на В. К. Штембера его французского учителя — салонного художника В. А. Бугро, скандально прославившегося своими работами в жанре ню.

  • Виктор Карлович Штембер (1863, Москва — 1921, Нахичевань-на-Дону) — живописец, график. Портретист, пейзажист, писал обнаженную женскую натуру. Родился в мещанской семье. Состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств (1881–1883) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1884–1885), где брал уроки у Е. С. Сорокина и В. Е. Маковского. В 1885–1887 годах жил в Париже, учился в академии Р. Жюлиана у В. А. Бугро и Т. Робер-Флери. С 1887 года жил в Москве. В начале 1890‑х годов преподавал в открытой совместно с Л. О. Пастернаком школе рисования. Экспонент Парижского салона (1887, 1888). В 1913–1914 годах в Санкт-Петербурге состоялась персональная выставка В. К. Штембера. Член Московского общества любителей художеств, Санкт-Петербургского общества художников, Товарищества художников, Группы художников. После революции жил в Петрограде, с 1920 года — в Нахичевани-на-Дону. Выполнял портреты революционеров, членов партии; работал над портретами В. И. Ленина. В 1920 году утверждается личным художником В. И. Ленина. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее и других собраниях.