Лев Самойлович Бакст "Пряха. Эскиз афиши"
1901 г.
Бумага, итальянский карандаш, цветные карандаши, акварель, белила
41,5 × 31,5 см; в раме — 57 × 47 см
Справа внизу подпись: Л. Бакстъ
Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2016
Публикации: Лев Бакст. 1866–1914. [Каталог выставки] / Государственный Русский музей; науч. рук. Е. Н. Петрова. СПб., 2016. С. 13;
Голынец С. В. Лев Самойлович Бакст. Графика. Живопись. Театр. М., 2017. С. 400, ил. 246
Л. С. Бакст считается выдающимся мастером русской графики конца XIX — начала ХХ века, одним из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм, главным участником знаменитого объединения «Мир искусства» и беспрецедентных «Русских сезонов» С. П. Дягилева, познакомивших почти весь мир с отечественной культурой «Серебряного века».
В начале 1900‑х годов Л. С. Бакст в основном работал как художник театра и иллюстратор. К этому периоду относится рисунок «Пряха», созданный Л. С. Бакстом для афиши любительского спектакля в пользу Сергиевского братства. Представление состоялось в марте 1901 года в Санкт-Петербурге. В спектакле были исполнены фрагменты из драмы А. Терье «Jean-Marie», комедии Э. М. Лабиша «La Main Liste» и пародия М. Донне «Eux». Режиссером выступил знаменитый Ш. Андрие, любимый артист вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Сергиевское братство — одно из старейших благотворительных заведений Санкт-Петербурга. Основано 2 февраля 1869 года княгиней Е. Э. Трубецкой и генерал-майором А. Г. Лошкаревым в приходе собора Сергия Радонежского. В 1886 году покровителем братство стал великий князь Сергей Александрович, а после его смерти — великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В доме братства содержались приют и одноклассная церковно-приходская школа, богадельня, дом трудолюбия с сапожной и рукодельной мастерскими, столовая для бедных и бесплатная библиотека. Братство выдавало денежные пособия, обеспечивало бедных прихожан медицинской помощью и бесплатными лекарствами.
- • Лев Самойлович Бакст (1866, Гродно — 1924, Париж) — живописец, график, художник театра. Портретист, пейзажист, иллюстратор. Родился в семье раввина. В 1883–1887 годах состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, где брал уроки у И. Л. Аскназия, К. Б. Венига и П. П. Чистякова. В 1893–1899 годах подолгу жил в Париже, посещал студию Ж. Л. Жерома, Академию Р. Жюлиана, брал уроки у А. Эдельфельта. Неоднократно путешествовал по Европе, в 1897 году побывал в Северной Африке. В 1895 году преподавал живопись великому князю Борису Владимировичу и великой княжне Елене Владимировне. Художник и оформитель журнала и выставок «Мира искусства» (1898–1904). С 1898 года занимался литографией. В 1899–1902 годах иллюстрировал «Ежегодник императорских театров» и журнал «Художественные сокровища России». В 1903–1909 годах рисовал для журналов «Весы», «Золотое руно», «Сатирикон», «Аполлон»; делал рисунки для театральных программ и открыток Общины святой Евгении (1902–1905). С 1901 года работал для театра. Преподавал в частной школе Е. Н. Званцевой (1906–1910). В 1907 году путешествовал по Греции с В. А. Серовым. Художник «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (1909–1918, 1921–1922; с 1911 — художественный директор антрепризы). С 1910 года жил в Париже. Экспонент всемирных и международных выставок в Берлине (1896, 1898, 1906–1907), Дюссельдорфе (1898), Кёльне (1898), Мюнхене (1898, 1899), Париже (1906, 1907, 1908, 1910, 1911, 1921, 1926), Венеции (1907, 1914), Брюсселе (1910), Риме (1911), Лейпциге (1914), Лондоне (1922) и всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896). Член «Мира искусства», Союза русских художников. Академик ИАХ (1914). Один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм начала XX века. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и других собраниях.