Войти / Регистрация

Николай Павлович Ульянов "Речной пейзаж"

Лот №417
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Первая половина 1900‑х гг.
Холст, масло
49 × 73,5 см; в раме — 64 × 88,5 см
На обороте на верхней планке подрамника надпись: Н. Ульянов // получен от Киселевой
Провенанс: коллекция семьи художника, Москва;
коллекция К. А. Киселевой, Москва
Выставки: Москва, Государственная Третьяковская галерея, 2024
Публикации: Николай Ульянов. Искусство без манифеста. Издание к выставке / Государственная Третьяковская галерея; сост. кат. Л. Л. Правоверова. М., 2024. С. 90, кат. 25
Экспертное заключение ГТГ

Творчество Н. П. Ульянов стоит особняком среди мастеров «серебряного века». Блестящий рисовальщик и живописец, в начале своего пути он испытал значительное влияние учителя — В. А. Серова. В 1900‑х годах художник прошел через увлечение импрессионизмом в духе «Мира искусства». В дальнейшем он использовал опыт символистов, кубистов, футуристов, даже абстракционистов, никогда не прекращая восхищаться классическим искусством. Все это привело к созданию собственной художественной системы, отмеченной необычайным разнообразием приемов и нашедшей отражение в произведениях конца 1900‑х — 1910‑х годов, периода наивысшего расцвета творчества Н. П. Ульянова.

Представленная картина изображает излучину реки. Художник так строит пространство, что передний план полотна занят водной гладью. Это один из самых любимых пейзажных мотивов Н. П. Ульянова. Он появляется в работах конца 1890‑х годов и разрабатывается художником вплоть до середины 1930‑х годов. Северный по своему характеру пейзаж с редкими деревьями созвучен аналогичным произведениям в творчестве символистов, также переживавших увлечение скандинавской природой. Вероятно, мотив был найден художником во время его пребывания на побережье Финского залива в 1904 году.

  • Николай Павлович Ульянов (1875, Елец — 1949, Москва) — живописец, график, художник театра. Портретист, пейзажист, мастер натюрморта, автор картин на исторические и мифологические сюжеты. Родился в семье уездного фельдшера. Первые художественные навыки получил у В. Н. Мешкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1900) у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова и К. А. Савицкого. В 1900 году удостоен звания неклассного (свободного) художника. В 1901–1903 годах выполнял обязанности помощника в мастерской К. А. Коровина и В. А. Серова. Жил в Москве. Совершил путешествия в Новый Афон (1903), Меррекюле и Силламяги (1904), по Волге и Каме (1906), в Киев (1908), по Италии (1907, 1912), Франции (1909) и Германии (1912). В 1901–1906 годах преподавал в частных школах Е. Н. Званцевой и А. А. Хотяинцевой, в 1901–1907 годах — в собственных Классах живописи и рисования для начинающих. Сотрудничал в журнале «Золотое руно» (1907–1909). С 1905 года работал как театральный художник. Преподавал в Строгановском училище (1915–1921). Экспонент всемирных и международных выставок в Париже (1906), Берлине (1906–1907), Риме (1911), Лейпциге (1911, 1927), Мальмё (1914), Венеции (1928), Амстердаме (1929). Член Московского товарищества художников, Союза русских художников, «Мира искусства», «Четырех искусств». Член-корреспондент АХ СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1948). Автор воспоминаний. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других собраниях.