Михаил Фёдорович Ларионов (1881–1964) «Летний пейзаж»
Середина 1900‑х гг.
Холст на картоне, масло
35,5 × 40,5 см; в раме — 48 × 53 см
Слева внизу подпись: М. Ларiоновъ.
Провенанс: коллекция В. Е. Афонина, Санкт-Петербург
Экспертное заключение ГТГ
М. Ф. Ларионов широко известен как один из основоположников русского авангарда, создатель и теоретик лучизма — одного из первых в отечественной художественной практике опытов беспредметного искусства. Однако, в самом начале творческого пути, в период учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, М. Ф. Ларионов испытывал большое влияние французских художников и работал преимущественно в стиле позднего импрессионизма.
«Летний пейзаж» создан в середине 1900‑х годов и находит несомненные аналогии с эталонными произведениями раннего М. Ф. Ларионова. Для работы особенно характерны богатая разработка нюансов серовато-голубой и зеленой цветовой гаммы, система мазков при изображении крон деревьев, неба и воды. В этот период художник написал «Розовый куст после дождя», «Весенний сад. Солнце после дождя», «Акации весной», (1904 г., Государственный Русский музей), «Сад», «Сад и огород позади дома» (1905–1907 гг., Государственная Третьяковская галерея). Все эти картины полные жизнелюбия, они отличаются яркой цветовой палитрой и богатством живописной фактуры.
- • Михаил Фёдорович Ларионов (1881, Тирасполь — 1964, Фонтене-о-Роз, Франция) — живописец, график, художник театра. Пейзажист, жанрист, портретист, анималист, мастер натюрморта. Родился в семье военного фельдшера. Первые художественные навыки получил в реальном училище К. П. Воскресенского (1895–1898) в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898–1902, 1903–1910) у А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, К. А. Коровина и В. А. Серова. В Училище познакомился с Н. С. Гончаровой, впоследствии ставшей его женой. Автор (совместно с Н. С. Гончаровой) манифеста «Лучисты и будущники» (1913). В 1914 году приехал в Париж для работы в антрепризе С. П. Дягилева. С началом Первой мировой войны по мобилизации вернулся в Россию. Участвовал в боях в Восточной Пруссии, был контужен и комиссован по ранению. В 1915 году по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой выехал в Швейцарию. Жил в Испании (1916), Италии (1917) и Франции (с 1919). Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева (1919–1929). Экспонент международных выставок в Париже (1906, 1921, 1932), Берлине (1906–1907, 1912, 1913), Венеции (1907, 1920), Лондоне (1912, 1921), Риме (1917, 1923), Брюсселе (1928), Филадельфии (1932). Член «Свободной эстетики», «Синего всадника», «Бубнового валета». Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других собраниях.