Войти / Регистрация

Николай Иванович Фешин "Две бабы с детьми. Этюд"

Лот №421
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 20 000 000 - выше  

1911–1914 гг.
Холст, масло
47,5 × 48,5 см; в раме — 57 × 58,5 см
Провенанс: коллекция П. А. Радимова, Москва
Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019
Публикации: Три петербургские коллекции / Государственный Русский музей; науч. рук. Е. Н. Петрова. Т. II. СПб., 2019. С. 16, кат. 14
Экспертное заключение ГТГ

Этюд к картине «Обливание» (1914 г., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Н. И. Фешин был одним из самых одаренных русских художников начала XX столетия. От И. Е. Репина и передвижников он воспринял манеру широкого свободного мазка, но обнаружил и уникальный дар колориста. Его живописная манера нередко соединялась с ритмами модерна, а иногда даже и с элементами экспрессионизма.

Этюд «Две бабы с детьми» относится к казанскому периоду жизни Н. И. Фешина, когда художник писал одну из главных своих картин — «Обливание». Картина изображает старинный деревенский обычай обливать водой во время летней жары проходящих мимо колодца. Крестьяне считали его магическим способом предотвращения засухи. «Обливание» продолжает в творчестве Н. И. Фешина этнографическую тему, которая к тому времени уже нашла отражение в таких жанровых полотнах, как «Черемисская свадьба» (1908) и «Капустница» (1909). Все эти картины можно назвать «обрядовыми». Художник стремился в них не столько продемонстрировать сцены народного быта, сколько показать уклад жизни, запечатленный в конкретных обрядах.

Работа над «Обливанием», огромным программным полотном художника, растянулась почти на три года. За это время было создано большое количество живописных этюдов и эскизов, в которых отражены важные творческие поиски автора. Один из таких этюдов представлен на нынешних торгах.

  • Николай Иванович Фешин (1881, Казань — 1955, Санта-Моника, Калифорния) — живописец, график, художник театра, скульптор. Портретист, жанрист, пейзажист, мастер натюрморта. Родился в семье резчика иконостасов. Первые художественные навыки получил в мастерской отца. Учился в Казанской художественной школе (1895–1900) и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1901–1909) у Г. Р. Залемана и И. Е. Репина. В 1909 году за картину «Капустница» удостоен ИАХ звания художника и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1910 году находился в пенсионерской поездке в Германии, Италии, Австрии и Франции. Жил в Казани (1910–1923), где преподавал в Казанской художественной школе. В 1920–1922 годах работал над декорациями для казанских театров. С 1923 года жил в США, преподавал в различных академиях и художественных студиях. В 1936 году совершил путешествие по Мексике. В 1938 году побывал в Японии. Экспонент всемирных и международных выставок в Мюнхене (1909, 1910), Риме (1911), Венеции (1914), Нью-Йорке (1923), Питтсбурге (1925), Филадельфии (1926). Член Общины художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Академик ИАХ (1916). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан и других собраниях.