Александр Фёдорович Гауш (1873–1947) «Июльский День»
1911–1916 гг.
Холст, масло
106 × 136,5 см (овал); в раме — 125 × 154 см (овал)
Справа внизу подпись: А. Гаушъ
На подрамнике фрагмент этикетки Художественного бюро Н. Е. Добычиной: Гаушъ // [Iюль] скiй ден [ь] // 71
Провенанс: коллекция семьи Дымшиц, Санкт-Петербург
Выставки: Петроград, Художественное бюро Н. Е. Добычиной, 1916; Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019; Москва, Музей русского импрессионизма, 2023
Публикации: Художественное бюро Н. Е. Добычиной. Выставка картин и этюдов А. Гауша. Пг., 1916. С. 6, кат. 71;
Три петербургские коллекции / Государственный Русский музей; на уч. рук. Е. Н. Петрова. Т. II. СПб., 2019. С. 60, кат. 74;
Выбор Добычиной. Художественное бюро Н. Е. Добычиной. Каталог выставки. М., 2023. С. 194
Экспертное заключение ГРМ
А. Ф. Гауш принадлежал к художникам «второго ряда», чье творчество не дало ярких открытий в русском искусстве, зато составило фон переломной во всех отношениях эпохи. Без его творчества трудно представить масштабность отечественного искусства первой половины ХХ столетия. Большинство картин художника отличаются хорошим рисунком и продуманностью композиции. В отличие от произведений К. Ф. Богаевского, в пейзажах А. Ф. Гауша полностью отсутствует драматизм. Хорошо чувствуя природу, мастер старается зрительно передать ощущение среды, атмосферы и света, сочетающихся, в свою очередь, с обобщенностью и пластичностью форм. Природа в его пейзажах не является фоном, она — прекрасный и чарующий мир, в котором живет человек.
Художнику удалось значительно расширить тематику пейзажа, включив в нее свои любимые мотивы — пустынные ландшафты, прекрасные сады и парки, широкие долины, залитые солнцем луга с пасущимися стадами. Постоянный поиск поэтической мечты, гармонии и красоты в мире природы, несомненно, выделяли А. Ф. Гауша из плеяды талантливых художников-пейзажистов.
Представленная на торгах картина «Июльский день» экспонировалась на первой персональной выставке А. Ф. Гауша, состоявшейся осенью 1916 года в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде, и была опубликована в каталоге под № 71.
- • Александр Фёдорович Гауш (1873, Санкт-Петербург — 1947, Симферополь) — живописец, график, художник театра. Пейзажист, мастер натюрморта. Родился в купеческой семье. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1889–1893) у П. П. Чистякова. В 1893–1899 годах состоял вольноприходящим учеником Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, где брал уроки у А. И. Куинджи и А. А. Киселева. В 1894 году совершил поездку по России. В 1895 году жил в Париже, занимался живописью в академии Р. Жюлиана. В 1899 году за картины «Под вечер» и «Ветер» удостоен ИАХ звания художника. Жил в Санкт-Петербурге (Петрограде). Много путешествовал по Германии, Франции, Италии, Австрии, Испании и Великобритании. Экспонент международных выставок в Вене (1908), Брюсселе (1910), Риме (1911), Венеции (1914) и Мальмё (1914). В 1916 году в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде состоялась персональная выставка А. Е. Гауша. Член Нового общества художников, Общества художников имени А. И. Куинджи, «Мира искусства». Был хранителем музея «Старый Петербург» (1907–1920). После революции преподавал в учебных заведениях Петрограда. В 1924 году выступил одним из организаторов театра Петрушки при Ленинградском Театре юного зрителя. Жил в Севастополе (1924–1928), Одессе (1928–1938) и Симферополе (с 1938). Преподавал в Одесском художественном институте (1928–1934) и Одесском художественном училище (1934–1938). Профессор (1928). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее имени М. П. Крошицкого и других собраниях.