Борис Дмитриевич Григорьев "Встреча с разбойниками. Пастораль"
1913 г.
Картон, гуашь, темпера
52,5 × 65,5 см; в раме — 58 × 71,5 см
Слева внизу подпись и дата: Б. Григорьев 13
Провенанс: коллекция А. Е. Бурцева, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград; коллекция семьи Тимофеевых, Ленинград — Санкт-Петербург
Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019
Публикации: Борис Григорьев. 1886–1939. СПб., 2007. С. 60–61.; Три петербургские коллекции / Государственный Русский музей; науч. рук. Е. Н. Петрова. Т. II. СПб., 2019. С. 76, кат. 98
Экспертное заключение ГРМ
Среди работ Б. Д. Григорьева первой половины 1910‑х годов преобладают жанровые сцены, в том числе с пейзажным фоном. Композиция произведения типична для работ художника этого времени — пространство переднего плана, где происходит действие, слева ограничено деревом с густой кроной, в центре — холмистый пейзаж (в данном случае незавершенный), фигуры персонажей противопоставлены друг другу и смещены к краям листа. В позах и трактовке одежды мужских фигур есть сходство с героями акварели «Преследование» и картины «Переселенцы», находившихся в коллекции А. Е. Бурцева. Редкий для художника европейский мотив, не связанный напрямую с современностью, как в большинстве его произведений, в то же время органичен для творчества Б. Д. Григорьева фольклорно-сказочной трактовкой сюжета. Вероятно, работа была создана во время пребывания художника во Франции или под впечатлением от этого путешествия.
- • Борис Дмитриевич Григорьев (1886, Москва — 1939, Кань-сюр-Мер, Франция) — живописец, график. Портретист, пейзажист, жанрист, мастер натюрморта, иллюстратор. Родился в семье банковского служащего. Учился в Строгановском училище (1903–1907) у А. Е. Архипова и Д. А. Щербиновского. В 1907–1913 годах состоял вольноприходящим учеником Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, где брал уроки у А. А. Киселева, Д. Н. Кардовского и Н. Н. Дубовского. Жил в Санкт-Петербурге (Петрограде). В 1913 году жил в Париже, учился в академии де ла Гранд Шомьер. В 1910‑х годах сотрудничал в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Лукоморье». Преподавал в 1‑х Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919). В 1919 году эмигрировал в Германию. С 1920 года жил во Франции. В 1923 году впервые посетил США. В 1928–1929 годах преподавал в Академии художеств в Сантьяго. В 1934–1936 годах жил в США. В 1936 году совершил второе путешествие по Южной Америке. Член «Мира искусства», «Треугольника». Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других собраниях.