Войти / Регистрация

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868–1945) «На завалинке. Эскиз»

Лот №427
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 500 000 - 600 000 

1910‑е гг.
Картон, масло
34 × 34,5 см; в раме — 47,5 × 49 см
Справа внизу подпись: НБогдановъ-Бѣльскiй
Провенанс: Bonhams, London, 5 June 2013, lot 7
Экспертное заключение ВХНРЦ имени академика Э. И. Грабаря

Н. П. Богданов-Бельский работал преимущественно как жанрист, хотя в его творческом наследии есть как портреты, так и пейзажи. Стиль жанровой живописи художника сложился в 1890‑х годах. Для его полотен характерны сдержанный колорит, композиционная ясность, внимание к деталям. Наиболее известные картины художника посвящены народному образованию — «Устный счет» (1895 г., Государственная Третьяковская галерея), «Воскресное чтение в сельской школе» (1895 г., Государственный Русский музей), «Сочинение» (1903 г., Государственный Русский музей). В эмиграции тематика его картин претерпела незначительные изменения, художник продолжал писать работы, посвященные крестьянским детям, лишь в творческой манере появились черты импрессионизма.

Картина «На завалинке» представляет излюбленный жанр Н. П. Богданова-Бельского — натурное изображение крестьянских детей с их естественностью и душевной привлекательностью. Вероятно, произведение являлось эскизом для большой картины художника, судьба и местонахождение которой в настоящее время неизвестны.

  • • Николай Петрович Богданов-Бельский (1868, Шитики, Смоленская губерния — 1945, Берлин) — живописец, график. Жанрист, портретист, пейзажист. Родился в крестьянской семье. Первоначальное художественное образование получил в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1884–1889) у В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1895) у И. Е. Репина. В 1888, 1889 и 1891 годах совершил поездки в Константинополь и на Афон, в 1893 году — в Крым. В 1895–1896 годах жил в Париже, занимался живописью в студии Ф. Кормона и рисунком в студии Ф. Коларосси. В 1905 году совершил путешествие в Европу (Берлин, Мюнхен, Милан, Рим, Флоренция, Венеция, Вена) для работы в музеях. С 1921 года жил в Латвии. Экспонент всемирных и международных выставок в Париже (1900, 1921, 1931), Риме (1911), Питтсбурге (1925), Праге (1928), Копенгагене (1929), Амстердаме (1930), Берлине (1930), Белграде (1930) и всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896). Член Товарищества передвижных художественных выставок, Общества художников имени А. И. Куинджи. Академик (1903) и действительный член (1914) ИАХ. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и других собраниях.