Войти / Регистрация

Исаак Израилевич Бродский "Зимний пейзаж"

Лот №429
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 5 000 000 - выше  

Конец 1910‑х — середина 1920‑х гг.
Дерево, масло
16 × 37 см; в раме — 36 × 56 см
На обороте надпись: Старому верному другу // Борису Махлину на добрые // и хорошие воспоминания от // Исаака Бродского. // 15/III 26. Ленинград
Провенанс: коллекция Б. В. Махлина, Ленинград; 
коллекция А. М. Виленчика, Ленинград
Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова

Одним из любимых мотивов И.И. Бродского, вошедших в его творчество после возвращения из Италии, был зимний пейзаж. Художник обращается к образам родной природы и жизни деревни. Картина представляет заснеженный пейзаж с жанровыми сценами на переднем плане и разворачивающимся вглубь пространством. Композиционное решение с очень высокой линией горизонта и многочисленными деталями изображения напоминает структуру пейзажей П. Брейгеля Старшего, вдохновлявших мастера.

Живописная фактура картины построена на противопоставлении тонкого письма с участками холста, нагруженными краской и отдельными корпусными мазками, что характерно для работ И. И. Бродского конца 1910‑х — начала 1920‑х годов. Колорит произведения сдержанный, почти монохромный, построен на сочетании теплых красновато-коричневых и холодных серовато-голубых тонов, точно передающих атмосферу оттепели в зимний день.

Наиболее близкими аналогами к представленной на торгах картине И. И. Бродского являются три «Зимних пейзажа» (1910‑е гг., частная коллекция; 1921 г., Государственный Русский музей; 1922 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств).

Дарственная надпись на обороте картины свидетельствует, что она была презентована Борису Викторовичу Махлину (1892–1944), другу И. И. Бродского и Ф. И. Шаляпина.

  • Исаак Израилевич Бродский (1883, Софиевка, Таврическая губерния — 1939, Ленинград) — живописец, график, художник театра, литограф. Портретист, пейзажист, жанрист, автор картин на исторические сюжеты. Родился в семье мелкого торговца. Учился в Одесском художественном училище (1896–1902) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1902–1908) у П. С. Мясоедова, Я. Ф. Ционглинского и И. Е. Репина. В 1908 году за картину «Теплый день» и портрет Л. М. Бродской удостоен ИАХ звания художника и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1909–1911 годах находился в пенсионерской поездке в Германии, Франции, Италии и Испании, на острове Капри жил у А. М. Горького. Экспонент всемирных и международных выставок в Риме (1911), Мюнхене (1913), Копенгагене (1929, 1933, 1934, 1936), Венеции (1932, 1934), Варшаве (1933), Осло (1936), Софии (1936), Шанхае (1936), Париже (1937), Лондоне (1938). Член Общины художников, Общества художников имени А. И. Куинджи, Союза русских художников, Товарищества южнорусских художников, Еврейского общества поощрения художеств, группы «Шестнадцать», Ассоциации художников революционной России, Общества художников имени И. Е. Репина, Общества живописцев и Ленинградской организации рабочих-художников. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1932–1939). Директор Всероссийской Академии художеств (1934–1939). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Автор воспоминаний «Мой творческий путь». Один из основоположников живописи социалистического реализма. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном центральном музее современной истории России, Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств и других собраниях.