Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) «Портрет Веры Любимовой»
1926 г.
Холст, масло 81 × 65,5 см; в раме — 92,5 × 76,5 см
Слева внизу подпись и дата: Constant. Korovine // Paris 1926
На обороте бумажная наклейка с надписью: Художн. К. А. Коровин (1861–1939) //Портрет Веры Ивановны Любимовой (1895–1972) // написан в Париже в 1926 году, где муж изображен- // ной был торгпредом Советского Союза.
Провенанс: коллекция В. И. Петрова, Ленинград
Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019
Публикации: Три петербургские коллекции / Государственный Русский музей; науч. рук. Е. Н. Петрова. Т. II. СПб., 2019. С. 18, кат. 16
Экспертные заключения ГРМ и ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря
К. А. Коровин считается крупнейшим отечественным импрессионистом, чьи поиски в течение четырех десятилетий (с 1880‑х годов) определяли облик и пути развития национальной школы импрессионизма, постоянно обогащая ее новыми приемами образных решений, новыми темами и мотивами. Живопись К. А. Коровина французского периода отличают резкие контрастные сочетания цветов, не свойственные его искусству более раннего времени.
Портрет В. И. Любимовой создан художником в первые годы пребывания во Франции. Он написан в русле сложившейся в дореволюционном творчестве К. А. Коровина концепции эмоционально-насыщенного портрета-этюда. Как и многим произведениям художника рубежа 1910–1920‑х годов, данной работе свойственны романтизация образа, интерес к эффектам вечернего освещения, темпераментность и элегантность манеры.
Вера Ивановна Любимова (1895–1972) — супруга торгового представителя СССР во Франции.
- • Константин Алексеевич Коровин (1861, Москва — 1939, Париж) — живописец, график, художник театра. Пейзажист, портретист, мастер натюрморта. Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875–1882, 1882–1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и Императорской Академии художеств (1882). В 1886 году удостоен ИАХ звания неклассного (свободного) художника. Участник Абрамцевского художественного кружка (с 1884), где познакомился с С. И. Мамонтовым. Ведущий декоратор Частной русской оперы (1885–1904). В 1888 году совершил путешествие по Италии, Испании и Франции. В 1892–1893 годах жил в Париже. В 1894 году совершил путешествие по России. Создал архитектурные проекты и серии живописных панно для павильонов всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896) и всемирной выставки в Париже (1900). В 1900 году начал работать в Императорских театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Главный декоратор и художник-консультант Императорских театров в Москве (1910–1919). В 1922 году эмигрировал во Францию. Работал для театров Парижа и других городов мира. Экспонент всемирных и международных выставок в Париже (1892, 1900, 1906), Чикаго (1893), Мюнхене (1898), Вене (1902), Берлине (1906), Венеции (1907), Риме (1911), Мальмё (1914). Член Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников. Академик ИАХ (1905). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина и других собраниях.