Войти / Регистрация

Скульптура настольная "Крымчанка"

Лот №6
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 1 500 000 - 1 800 000 

Екатеринбург, 2024 г.
Камнерезная студия «Рифей»
Нефрит, хризопал, гранат, мрамор, эвдиалит, кахолонг, виноградовый халцедон, окаменелое дерево, агат, яшма; резьба по камню, объемная мозаика
Высота 29 см

Камнерезы из екатеринбургской студии «Рифей» воплотили в камне образ южнорусской девушки-крымчанки при помощи традиционной уральской техники объемной мозаики, при которой отдельные породы камня подбираются по форме и колористике, а затем соединяются при помощи клея. Вдохновением для скульптуры могла послужить дореволюционная серия «Народности России».

По своей стилистике статуэтка близка к традициям скульптуры эпохи соцреализма: на подставке из зеленого нефрита, посреди знойного поля, босиком на черноземе стоит собирающая виноград работница. Ее корзина полна спелого винограда, выполненного из виноградного халцедона, практически имитирующего фактуру плодов этих ягод. Погрузившись в мысли, девушка прервала свою работу и подняла взор к небу, любуясь пролетающей стаей журавлей. Ее платье, искусно вырезанное из эвдиалита, развевается в такт степному ветру.

Мельчайшая деталировка и невероятно выразительная пластика скульптуры говорят о высоком мастерстве автора. Правильно подобранное сочетание камней создает гармоничную цветовую гамму, характерную для нового колористического принципа работы резчиков студии «Рифей».

Обращение к национальным мотивам всегда имело место в искусстве. Во время правления Екатерины II по ее заказу была создана первая серия фарфоровых статуэток «Народы России». Фигуры в национальных костюмах представляли как народности Российской империи, так и род их занятий. В 1870‑е годы на заводе Гарднера и Кузнецова была создана вторая серия скульптур из раскрашенного бисквита на тему «Народы России». Интересной особенностью этого выпуска было обращение скульпторов не только к образам коренных народов России, но и к представителям различных диаспор. Самым масштабным выпуском на эту тему стала серия работ под эгидой Императорского фарфорового завода в период с 1907 по 1917 годы. Этот проект был начат по инициативе императора Николая II.