Войти / Регистрация

КОЛЛЕКЦИЯ ИКОН ИГОРЯ СЫСОЛЯТИНА

Игорь Сысолятин

Отрадно, что в настоящее время ситуацию на рынке русских икон, в отличие от советского периода, определяют отечественные, а не западные коллекционеры. Благодаря им в Россию возвратилось немалое количество вывезенных ранее из нашей страны иконописных шедевров.

Один из таких коллекционеров — Игорь Александрович Сысолятин, владелец одного из крупнейших в нашей стране собрания русских икон, уже известный в среде коллекционеров по обширнейшим собраниям монет и наград. Благодаря ему в Россию вернулось множество уникальных образцов русской иконописи.

Первая икона в собрании Игоря Сысолятина появилась в 1988 году, это была икона палехского письма, распиленная на клейма для нелегального вывоза за границу. На долгие годы искусные, детальные образы из Палеха и Мстёры стали главной темой его собирательства. Выставки и публикации каталогов известных частных коллекционеров в 2000‑х годах задали новое направление для собрания. Благодаря помощи опытных коллекционеров и ведущих специалистов — искусствоведов и технологов — были подобраны уникальные по художественному уровню и мастерству исполнения предметы.

Сейчас в коллекции Игоря Сысолятина более тысячи шедевров русского иконописного искусства различных эпох, направлений и школ — от XV до XX века, от Назария Истомина Савина, мастера «строгановской эпохи», до талантливых иконописцев начала XX века — Н. С. Емельянова, А. Я. Вашурова и других мастеров. Впечатляет и широта географии представленных шедевров — Выг и Урал, Палех и Мстёра, Ярославль и Кострома, Москва и Санкт-Петербург, Ветка и Стародубье — от Русского Севера до юга и юго-запада России.

Часть обширной коллекции Игоря Сысолятина (около 300 произведений) была представлена в 2022 году на выставке «Россия в ее иконе» в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова. Что особенно важно, львиная доля произведений ранее не была известной ни широкой публике, ни даже научным кругам. Особенно примечательным стал тот факт, что многие выявленные произведения оказались с подписями создавших их мастеров и датами написания, что позволило открыть ряд новых имен и дополнить историю русской иконописи.

Выдающимся образцом древнерусской живописи в коллекции является икона XV века «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» новгородского письма (лот № 1), прекрасной для этого периода сохранности. Иконы XV века представлены в основном в музейных собраниях самого высокого уровня, и лишь единичные экземпляры находятся в знаменитых частных коллекциях, появление же икон этого периода на аукционных торгах — поистине исключительное событие. По-своему уникален и серебряный оклад этой иконы — это классический пример русского искусства конца XIX — начала XX века.

Ярчайший пример русского иконописного искусства мастеров Оружейной палаты — икона последней четверти XVII века «Спас Нерукотворный» (лот № 10), выполненная одним из сподвижников или учеников Симона Ушакова в уникальном «живоподобном» стиле великого мастера. Нерукотворный образ Спаса имеет особое значение для всего христианского мира, его можно назвать «иконой всех икон». По преданию, царь Эдессы Авгарь, измученный болезнью, верил, что, увидев Иисуса Христа, он исцелится. Но из‑за недуга Авгарь не мог сам поехать к Спасителю и послал своего художника к Христу запечатлеть Его образ, надеясь, что изображение Сына Божьего поможет ему выздороветь. Однако художнику никак не удавалось этого сделать. Иисус, сжалившись над живописцем, попросил воды и, умывшись, отер лицо платом — убрусом. На убрусе чудесным образом запечатлелся Его лик, после чего Иисус передал убрус художнику. Таким образом, Нерукотворный образ — это первая в мире икона, данная Христом человечеству еще при Его жизни.

Большая редкость для русского иконографического искусства — крупная икона конца XVII века «Святитель Климент, папа Римский» тихвинской школы (лот № 17), ранее находившаяся в собрании знаменитого русского живописца Ильи Глазунова. На ней изображен священномученик Климент — римский епископ, один из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье, принявший мученическую смерть в Херсонесе, где позже крестился святой равноапостольный князь Владимир.

Широко представлены в собрании Игоря Сысолятина и шедевры палехского иконописного искусства, которое известно всем коллекционерам икон и никого не оставляет равнодушным. Одним из таких шедевров является вершина мастерства палехских живописцев начала XIX века — изображение на одной доске высокого иконостаса (лот № 46), уникальная работа, в которой сочетаются все отличительные черты палехской иконы: виртуозное, тонкое, миниатюрное письмо, обилие деталей и тщательная их проработка.

Весьма интересны и представленные в коллекции иконы начала XX века. Такова, например, очень крупная подписная икона «Ангел-хранитель, Иоанн Предтеча и мученица Надежда» (лот № 70), исполненная для Воскресенской церкви села Парфеньево Тверской губернии знаменитым мастером В. П. Гурьяновым. В. П. Гурьянов был владельцем крупнейшей в стране иконописной мастерской и самым известным иконописцем России, в 1905 году он получил звание поставщика двора Его Императорского Величества. Знаменитый мастер исполнял иконы для множества храмов в России и за границей, возглавлял роспись Иверского собора Николо-Перервинского монастыря в Москве, а также по заказу императора Николая II писал иконы, украсившие затем раку и сень над мощами святого Серафима Саровского.

Аукционный Дом «Александр» гордится честью представить сообществу ценителей русской истории и культуры иконописные шедевры национального значения из столь значительного собрания, которое по праву считается одним из лучших иконных собраний современной России.

Икона Годовая минея свод богородичных икон