Войти / Регистрация

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ЭМАЛЕВЫМ ДЕКОРОМ ПЕРИОДА МЭЙДЗИ (1868–1912) | Аукционный Дом Александр

Техника эмалирования пришла в Японию из Китая в VIII веке, но «золотым веком» японских эмалевых произведений считается именно период Мэйдзи, когда усилия местных мастеров и развитие технологических процессов привели к созданию уникального национального стиля эмальерного искусства, узнаваемого и высоко оцененного во всем мире. Дорогие материалы, сложная технология, требующая ювелирной точности и виртуозности исполнения, сделали произведения с эмалевым декором уже в конце XIX века желанным объектом коллекционирования как для японских знатоков, так и для ценителей на Западе. Изящество оформления, поэтичность образов и уникальная насыщенная цветовая палитра японских эмалей позволяют говорить об их высоких художественных достоинствах и заметном месте в истории японского искусства.

Эмаль — это особая форма стекла, окрашенного оксидами металлов, которую накладывают в виде пасты, обычно на металлический корпус. Эта масса в процессе обжига в печи плавится и спаивается с корпусом. После охлаждения поверхность произведения полируется и доводится до степени высоко глянцевого покрытия.

Работы мастеров раннего периода Мэйдзи характерны наложением на основу большего количества проволоки как в декоративных, так и в технических целях. Эмали того времени недостаточно хорошо скреплялись с металлической подложкой, что вело к образованию трещин, остающихся при обжиге. Поэтому по всей поверхности требовалась тесная сеть проволоки, чтобы достаточно прочно удерживать эмаль на месте и предотвращать растрескивание даже в тех местах, где художественная композиция не предполагала этого. Из-за этой особенности ранних эмалей художественное оформление произведений создавалось небольшими изображениями стилизованных птиц, цветов, драконов среди густой сети проволоки, часто имевшей форму стилизованных волн, облаков, кругов и завитков каракуса (китайской травы).

В 1880-х годах немецкий химик Готфрид Вагнер (1831–1892), специалист по технике глазури и обжига, привез современные европейские технологии изготовления эмали в Японию. Основанные на французской технике, были разработаны и внедрены многие ключевые технологические новинки, на которых затем основывалось производство эмали в Японии. Были созданы эмали с более широким диапазоном, глубиной и интенсивностью цвета, усовершенствован процесс окончательной отделки произведений и достигнут гораздо более высокий уровень тонкости обработки поверхности. Благодаря новаторским решениям удалось отойти от необходимости тесной сети проволоки, чтобы удерживать эмаль, и таким образом была достигнута возможность наложения эмали на сплошные, композиционно неразделенные поверхности сосудов.

В период Мэйдзи существовало множество раз- личных техник эмалирования. Взятые за основу китайские и французские технологии были доведены до такого совершенства, что через небольшое время стали источником вдохновения для самих же родоначальников эмалирования. Некоторые из оригинальных и новаторских техник эмалирования произведений конца XIX века возникли в Японии, но вскоре, к огромному сожалению, из-за спада интереса к искусству были полностью утрачены.

Вот лишь малая часть японских техник эмалирования:
• Техника юсэн-сиппо (техника перегородчатой эмали, известная во всем мире как клуазоне) — на основу из медного сплава будущего произведения наносится рисунок, затем тонкой металлической (как правило — медной или серебряной) полоской обводится его контур, в получившиеся между полосками-перегородками ячейки заливается глазурь, затем производятся обжиг и полировка. Перегородки выполняют двойную функцию: они могут быть частью композиции как декоративный элемент, в то же время не допуская растекания расплавленной эмали в смежные зоны композиции. 80 % всех произведений с эмалевым декором периода Мэйдзи выполнены именно в этой технике.
• Мусэн-сиппо — в этой технике металлические перегородки не используются. Как и в юсэн-сиппо, сначала рисуется узор и линиями обводится его контур, после чего заливается глазурь. Но после этого, перед самым обжигом, металлические полоски удаляются. Есть также способ, в котором они не используются изначально. Считается, что эту технику изобрели в Японии в 1880 году. В ра ботах мусэн-сиппо стало возможно развитие приема бокаси (плавного перехода от одного цвета к другому) или приема затенения (перехода оттенков эмали от светлых к темному).
• Мориагэ-сиппо — сложная техника эмалирования, при которой добиваются эффекта объемного изображения. В процессе шлифовки глазурь как бы «нагромождается» в несколько слоев на те части рисунка, которые хотят «приподнять» над общим фоном.

К 1890-м годам прогресс в качестве эмалей позволил японским мастерам воссоздавать образы японской классической живописи на своих произведениях. В своих работах мастера стали ориентироваться на живописный эффект, который создавался изображениями, выполненными полихромными эмалями на открытых однотонных полях (обычно темно-синего, голубого или серого цвета). Этот стиль можно считать исконно японским, не подражающим китайскому стилю с многочисленными перегородками. В работах с акцентом на живописное изображение мастера- эмальеры не использовали повторяющиеся узоры, заполняющие всю поверхность, а медные перегородки часто заменяли на серебряные и золотые. Новый стиль подчеркивал открытую эмалированную основу однотонного цвета (иногда с эффектом затенения или бокаси), положенную на неровные выступы сосудов, что было невозможно сделать ранее. Эмальеры большое внимание уделяли элегантности формы предмета и совершенству безупречного цвета полированной фоновой эмали. Декоративные рисунки стали размещать на поверхности, разворачивая по всему тулову одну продолжительную сцену, что позволяло владельцу поворачивать предмет в соответствии с его личными предпочтениями. Рисунок оказался отдельным элементом на монохромном фоне, не связанным рамками плоскостей и свободно расположенным по всей поверхности предмета. Это давало мастеру поле для творчества, возможность воплотить различные оригинальные решения при расположении изображений, которые часто основывались на классических принципах асимметрии изобразительных мотивов, их свободного соотношения с формой и особой значимости незаполненной поверхности фона.

К 1900-м годам изобразительный стиль стал доминирующим в Японии, но стиль работы с плотной перегородчатой сетью никогда не был заброшен полностью. В Киото, последней области, принявшей изобразительный стиль около 1890 года, это частично от- разило сознательное изменение в оформлении всего ремесленного производства, включавшего в себя работы металлической пластики и керамики.

Пик художественной и технологической изощренности и утонченности японских произведений из эмали длился приблизительно с 1880-х по 1910-е годы. Именно это время называют «золотым веком» японской эмали. В это время существовало множество мастерских разного уровня и способности удовлетворить потребности экспортного рынка, в основном западного. Уже в период Мэйдзи японские художественные эмали завоевали огромный успех за рубежом и были объявлены «одним из чудес света». В Японии в то время они вошли в круг предметов, предназначенных для официальных подарков, которые изготавливали по заказам императорского двора. Лучшие произведения японских эмальеров находятся в экспозициях музеев мира и до сих пор являются желанными предметами коллекционирования.