Портрет Миягавы КодзанаМиягава «Макудзу» Кодзан (1842–1916)

Миягава «Макудзу» Кодзан (яп. 宮川香山眞葛, 1842–1916) — один из величайших японских мастеров гончарного дела, работавших в период Мэйдзи (1868–1912). Это имя было широко известно как в Японии, так и за ее пределами. Будучи владельцем процветающей мастерской в городе Иокогама, Кодзан занимался созданием великолепных керамических и фарфоровых произведений как для внутреннего рынка, так и на экспорт, а также с большим успехом принимал участие во множестве отечественных и международных выставок этого периода. Постоянно стремясь следовать веяниям нового времени и таким образом поддерживая цели японского правительства по модернизации, Кодзан одновременно был тесно связан с движением, возникшим в середине периода Мэйдзи и направленным на возрождение традиционных японских искусств и ремесел.

Настоящее имя мастера было Миягава Тораносукэ. Он вел свое происхождение из старинной династии гончаров, издавна работавших в Киото. Когда Тораносукэ исполнилось девятнадцать лет, умер его отец, знаменитый мастер Миягава Раку-но Тёдзо (1797–1860), официальный поставщик чайной керамики для императорского двора. Старший сын и наследник Тёхэй также скончался тремя годами позже, и Тораносукэ был призван принять семейное дело. Хотя юноша и не думал стать преемником своего отца, он с самого детства был вовлечен в семейную профессию. В возрасте девяти лет он начал изучать живопись у художника школы нанга Хигасиямы Гирё (яп. 東山義亮) и приобрел умения, которые позднее пригодились ему при оформлении произведений.

Мастерская Миягавы Макудзу Кодзана в Иокогаме. Гравюра
Мастерская Миягавы «Макудзу» Кодзана в Иокогаме. Гравюра

Встав во главе семейного дела, Тораносукэ взял псевдоним отца Кодзан и вслед за ним продолжил заниматься изготовлением фарфора с цветной росписью. Прославившись своим мастерством, в 1866 году двадцатичетырехлетний Кодзан получил заказ от сёгуната на изготовление даров императорского двора.

В 1870 году Кодзан переехал из Киото в Иокогаму и открыл здесь мастерскую под названием «Макудзу» (яп. 真葛窯), которая занялась созданием экспортной керамики и фарфора. Тораносукэ, или Миягава «Макудзу» Кодзан, как его теперь называли, сумел приспособиться к переменам в стране и в молодом возрасте стать преуспевающим мастером и предпринимателем. Сам Кодзан заявлял о патриотических мотивах своего переезда: о стремлении соответствовать новой эпохе и сотрудничать с правительством Мэйдзи в проводимой им экспортной политике.

Микогава Кодзан Ваза с изображением крабов
Ваза с изображением крабов
Керамическая масса, глазурь; рельеф. Высота 34,3 см.
Токийский национальный музей

В течение жизни Кодзан несколько раз кардинально менял художественную манеру. Это объяснялось в основном необходимостью приспосабливаться к экономически сложным обстоятельствам времени и стремлением, приняв европейские технологии, создавать произведения, привлекательные как для западного, так и для японского рынка. Эволюцию стилей художника можно проследить по регистрационным записям международных и отечественных выставок, в которых он принимал участие. То были и крупные международные и национальные выставки, и оказывающая большое влияние на общественное мнение ежегодная экспозиция Японского художественного общества в Токио, и многие другие экспозиции.

В первые годы жизни в Иокогаме Кодзан в основном изготовлял предметы в стиле сацума, который приобрел в то время особую популярность на Западе. Эта экспортная керамика имела бледно-желтую кракелированную основу с надглазурной росписью золотом и другими яркими красками, поверх которой были изображены традиционные японские композиции из человеческих фигур, птиц и цветов. При создании керамики сацума использовалось много золота, которое стоило немалых денег, но тем не менее рынок сбыта на экспорт был переполнен. Кодзан, с его новаторским талантом, пошел другим путем, разработав в украшении керамики революционную технику, которая получила название такаукибори (яп. 高浮, досл. горельеф). Тщательно разработанные моделирование, лепка или горельеф изображали, с удивительными подробностями, птиц, растения, животных, насекомых и рыб. Таким образом, рельеф перестал быть деталью декора и стал основным художественным приемом. Форма самих ваз была очень простой, так как она предполагалась лишь как своеобразная основа для скульптурного оформления. Такие скульптурные работы Кодзан создавал до начала 1880‑х годов, хотя существует и несколько произведений в подобном стиле, выполненных мастером в начале XX века.

Микогава Кодзан Ваза с изображением глицинии
Ваза с изображением глицинии
Фарфор, подглазурная роспись. Высота 24,7 см.
Британский музей

Ярким примером такаукибори служит один из шедевров Кодзана в этом направлении его работы — ваза с изображением краба в высоком рельефе, датированная 1881 годом и хранящаяся в Токийском национальном музее.

Мировое признание Кодзан впервые получил на Международной выставке 1876 года в Филадельфии, где были представлены как его изделия в стиле сацума, так и «фирменные» керамические произведения с высоким рельефом такаукибори в особенной технике мастера. В Филадельфии «Макудзу» Кодзан был награжден бронзовой медалью за художественное мастерство, подтвердив коммерческий успех своих произведений и приобретя огромную популярность на заокеанском рынке.

Однако мастерская Кодзана столкнулась с серьезной проблемой: производство высококлассной керамики в технике такаукибори — сложный процесс, требующий много времени. Поэтому эффективность производства мастерской была довольно низкой. В дальнейшем для того, чтобы решить эту проблему, Кодзан коренным образом изменил работу мастерской. В 1883 году он передал управление делом своему наследнику и преемнику Миягаве Ханносукэ (1859–1940), известному под художественном именем Хандзан. Сам же мастер полностью посвятил себя совершенствованию и разработке керамических форм, видов глазури и глиняной основы. Страстно увлекшись подглазурной росписью, Кодзан решил применить эту технику на практике. Использование подглазурной росписи придало произведениям Макудзу еще большую привлекательность.

Микогава Кодзан Ваза с изображением пейзажа
Ваза с изображением пейзажа, купленная Генри Уолтерсом на Международной выставке в Сан-Франциско в 1915 году
Фарфор, подглазурная роспись. Высота 38,6 см.
Художественный музей Уолтерса, Мэриленд

В течение последующих десятилетий Кодзан создавал великолепные произведения из фарфора с подглазурным рисунком, экспериментируя как с традиционными для Японии и Китая формами и видами глазури, так и с новыми западными химическими методами и стилями.

Впервые произведения Кодзана, расписанные подглазурными полихромными красками, были представлены широкой публике на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где сразу удостоились золотой медали. Затем последовала выставка 1893 года в Чикаго. Публика восхищалась туманными образами пейзажей и цветов, словно выплывающими из‑под облачных глазурей. Рецептуры эмалей и глазурей, основанных на достижениях западной химии середины XIX века, существовали параллельно в Японии и в Европе, но образный строй ар-нуво впоследствии, несомненно, позаимствовал особенности декоративной живописи Японии. Сам же Миягава Кодзан в своих росписях опирался на богатые дальневосточные традиции монохромной живописи: особенности передачи светотеневой моделировки, легкая расплывчатость контуров и плавные тональные переходы подглазурной росписи фарфора близки к традиционной живописи тушью. Еще одним из источников вдохновения для него во второй половине 1880‑х годов стали китайские произведения, в особенности однотонный и полихромный фарфор династии Цин (1644–1912).

В 1890‑х годах Кодзан достиг своего знаменитого эффекта глазури с постепенным переходом цветов бокаси. Эта нежная слоистая техника глазурования использовалась для того, чтобы придать произведению характерное для живописи впечатление размытого рисунка чернилами; мастер комбинировал ее с реалистичной, более относящейся к западному стилю красочной декоративностью.

Макудзу Кодзан, хотя и был прогрессивным художником своего времени, никогда не пытался использовать европейские мотивы в собственных работах по керамике и фарфору; его гений был посвящен совершенствованию традиционных методов и смелому использованию новых техник и видов оформления в применении к классическим японским изображениям. В 1896 году Миягава «Макудзу» Кодзан получил высшее официальное признание своих заслуг — он был награжден званием художника Японского императорского дома.

Вазы Микогава Кодзана
Вазы, украшенные изображениями бамбука и хризантем, из коллекции Нассера Д. Халили, экспонировавшиеся на выставке «Мэйдзи: великолепие императорской Японии» в Национальном музее восточных искусств (музее Гиме)

Произведения Макудзу Кодзана находятся в хранилищах нескольких японских музеев: Токийского государственного музея, Национального музея современного искусства (MOMAT), Музея императорских коллекций (Санномару), киотском музее Сэнъоку, в частном музее в Иокогаме, посвященном Миягаве «Макудзу» Кодзану и созданном преданным поклонником его творчества, коллекционером доктором Ямамото. Несколько произведений хранится в Музее Минамото Китёан в Окаяме.

Запад также высоко оценил творчество Миягавы Кодзана. Его произведения можно найти в Британском музее, в Музее Виктории и Альберта, в музее Уолтерса (Мэриленд) и многих других.

Произведения мастера имеются в крупных частных коллекциях, таких как коллекция японского искусства семейного траста «Кибо», основанного профессором Нассером Халили (Nasser D. Khalili) — знаменитым британским миллиардером и меценатом иранского происхождения. С 1970 года Нассер Д. Халили собрал пять выдающихся коллекций, находящихся под покровительством семейного фонда Халили. Многие экспонаты были представлены на выставках крупнейших музеев мира. В 2017 году выставка под названием «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили» прошла в Музеях Московского Кремля.

Аукционный Дом «Александр» представляет уникальную коллекцию из семи великолепных произведений, выполненных в мастерской Миягавы «Макудзу» Кодзана начиная с ранних 1890‑х годов и заканчивая 1915 годом. Самое раннее произведение коллекции — керамический сосуд в форме чайницы (лот № 332), декорированный традиционными глазурями и росписью эмалевидными красками. К более поздним произведениям, выполненным в 1910–1915 годах — в самый расцвет творчества мастера, — относятся: ваза с изображением двух драконов (лот № 337), практически идентичная вазе из коллекции профессора Нассера Халили, с небольшим дополнением — добавлением тончайшей росписи золотом, и высокая тонкостенная фарфоровая ваза классической китайской формы, украшенная великолепной кобальтовой росписью, изображающей пейзаж сансуй (лот № 338).


Литература:

1. Bridging East and West: Japanese Ceramics from Kozan Studio. Selections from the Perry Foundation / Ed. K. Emerson- Dell. The Walters Art Gallery, Baltimore, 1995.<

2. Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). London, 1995.

3. Pollard C. Master Potter of Meiji Japan: Makuzu Kozan (1842–1916) and his Workshop. Oxford; New York, 2000.

4. Pollard C. «Gorgeous with glitter and gold»: Miyagawa Kozan and the Role of Satsuma Export Ware in the Early Meiji Ceramic Industry», in Past and Present // Challenging Past and Present: The Metamorphosis of Japanese Art in the Nineteenth Century. Honolulu, 2006.

5. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016.

6. За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили. Московский Кремль, 2017.

Миягава Кодзан фрагмент вазы с драконами