Войти / Регистрация

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРИОДА МЭЙДЗИ (1868–1912)

Окимоно

Аукцион посвящен японским художественным декоративно-прикладным произведениям значимого временного промежутка в истории и культуре Японии — периоду Мэйдзи (1868– 1912).

Более 200 лет Япония избегала контактов с Западом. Но этому периоду пришел конец, когда Япония в 1854 г. подписала торговые договоры с несколькими странами, что привело к ее включению в мировой рынок. Одно из последствий этих договоров — наполнение страны дешевыми товарами, что отрицательно сказалось на японском производстве — японское сырье и продовольствие вывозились за бесценок. Страну охватили антииностранные и антисёгунские волнения. В них участвовали широкие массы крестьян и горожан, торгово-промышленная буржуазия, часть аристократии, а также крупные феодалы-оппозиционеры. Началась гражданская война, которая закончилась в 1868 г. номинальной реставрацией императорской власти, разрушением феодальной структуры, и Япония встала на капиталистический путь развития. Изменилось все: форма правления, формы собственности и социальная структура, что не могло не отразиться на художественных ремеслах и искусстве.

Первое десятилетие после реставрации императорской власти происходил сложный процесс смены старых художественных традиций на входившие в моду европейские принципы изобразительности. Для традиционных видов искусств наступили трудные времена, вынуждавшие многих мастеров и художников либо уходить из профессии, либо приноравливаться к сложившимся обстоятельствам. Например, из-за запрета на ношение оружия мастера по изготовлению оправы меча искали применение своим навыкам в декоративной пластике из металла, а провозглашение синто («путь богов») государственной религией привело к сокращению финансирования буддийских монастырей и оставило без работы резчиков, изготавливавших храмовую скульптуру.

Всплеск интереса в мире к японскому изобразительному и декоративно-прикладному искусству приходится именно на этот период истории — время интеграции Японии в мировой рынок после длительного самозатворничества. В этот период искусство Японии впервые стало экспонироваться на международных выставках в Европе и постепенно обрело огромную популярность. Лучшие образцы японского декоративно-прикладного искусства, попавшие на Запад, разбирались мировыми музеями, их стали собирать коллекционеры, они до сих пор являются предметом изучения уникального феномена «мэйдзийского стиля».

Японская ваза

Японские мастера стали создавать уникальные произведения в стиле Мэйдзи, в котором были объединены традиции обработки металлов со сложным переплетением национальных элементов искусства и европейских стилей, как консервативных, так и современных. Яркая красота, изысканность и отточенность форм — лишь одна, внешняя сторона этого искусства, но главное — в сути образов, зашифрованных сложной символикой. Понимание ее открывает волшебный мир легенд и преданий древней Японии. Запад был очарован тонкой работой японских мастеров, плавными изгибами, ажурной текстурой и разнообразием. В свою очередь, умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты материала, дар художественного синтеза и высочайшее мастерство исполнения японских предметов искусства ошеломили Запад, попав туда в конце XIX века, и произвели переворот в представлениях художников, способствовав возникновению стиля ар-нуво.

Процесс коллекционирования и вложения в предметы декоративно-прикладного искусства Японии начал активно развиваться с 1870‑х годов и продолжается до сих пор. Уже в конце XIX века по обе стороны Тихого океана появились интереснейшие собрания, в которых были представлены все формы декоративно-прикладного искусства периода Мэйдзи. Но коллекционирование нельзя передать по наследству: «династических» коллекций чрезвычайно мало. Яркие, обширные собрания часто рассыпались и исчезали, а сами предметы попадали на аукционы и продолжали свой путь как вложение денег, как дорогие эксклюзивные подарки, и вновь становились новыми коллекциями.

Основными предметами коллекционирования японских произведений искусства во всем мире по сей день остаются именно они, произведения периода Мэйдзи, практически все вывезенные в Европу и Америку в конце XIX — начале XX века. Формами предметов коллекционирования являются бронзовые скульптуры, декоративные вазы, курильницы для благовоний, шкатулки, нэцкэ, фигуры окимоно, изображающие буддийских и синтоистских божеств, мифологических и исторических персонажей, различных представителей живого мира. Их создавали из слоновой кости, металлов, украшенных великолепной резьбой, а также патинированием и инкрустациями в стиле иро-э («цветная картина на металле»); декорировали эмалями в различных оригинальных техниках; создавали из керамики, расписанной неповторимой тончайшей надглазурной живописью и позолотой.

Длившаяся сорок два года эпоха Мэйдзи оказалась поразительно плодотворной с точки зрения как возникновения новых художественных замыслов, так и совершенствования их технического воплощения. При этом заложенные в тот период художественные традиции и уникальные технологии, к сожалению, закрепились ненадолго и остались неповторимым явлением в мировом искусстве и в искусстве Японии. В эпоху Мэйдзи работало большое количество мастеров, впоследствии ставших знаменитыми на весь мир, а созданные ими предметы искусства — узнаваемыми по индивидуальному стилю и приемам работы.

Уникальность японских произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что в каждом из этих предметов японским мастерам удалось создать неповторимый образ, реализовать свое представление о совершенстве. Невозможно предположить, чтобы кому‑то удалось превзойти японцев по качеству в любой технике, будь то работы по металлу или слоновой кости, эмали клуазоне и роспись керамики. Порой трудно даже представить, как у современного человека может хватить желания и терпения реализовать эти образы материально. Каждый предмет — это отдельная и законченная история, и каждый — уникален и неповторим.

Фрагмент японской вазы