Произведения периода Мэйдзи (1868–1912)
Аукцион посвящен японским художественным декоративно-прикладным произведениям значимого временного промежутка в истории и культуре Японии — периоду Мэйдзи (1868– 1912).
Более 200 лет Япония избегала контактов с Западом. Но этому периоду пришел конец, когда Япония в 1854 г. подписала торговые договоры с несколькими странами, что привело к ее включению в мировой рынок. Одно из последствий этих договоров — наполнение страны дешевыми товарами, что отрицательно сказалось на японском производстве — японское сырье и продовольствие вывозились за бесценок. Страну охватили антииностранные и антисёгунские волнения. В них участвовали широкие массы крестьян и горожан, торгово-промышленная буржуазия, часть аристократии, а также крупные феодалы-оппозиционеры. Началась гражданская война, которая закончилась в 1868 г. номинальной реставрацией императорской власти, разрушением феодальной структуры, и Япония встала на капиталистический путь развития. Изменилось все: форма правления, формы собственности и социальная структура, что не могло не отразиться на художественных ремеслах и искусстве.
Первое десятилетие после реставрации императорской власти происходил сложный процесс смены старых художественных традиций на входившие в моду европейские принципы изобразительности. Для традиционных видов искусств наступили трудные времена, вынуждавшие многих мастеров и художников либо уходить из профессии, либо приноравливаться к сложившимся обстоятельствам. Например, из-за запрета на ношение оружия мастера по изготовлению оправы меча искали применение своим навыкам в декоративной пластике из металла, а провозглашение синто («путь богов») государственной религией привело к сокращению финансирования буддийских монастырей и оставило без работы резчиков, изготавливавших храмовую скульптуру.
Всплеск интереса в мире к японскому изобразительному и декоративно-прикладному искусству приходится именно на этот период истории — время интеграции Японии в мировой рынок после длительного самозатворничества. В этот период искусство Японии впервые стало экспонироваться на международных выставках в Европе и постепенно обрело огромную популярность. Лучшие образцы японского декоративно-прикладного искусства, попавшие на Запад, разбирались мировыми музеями, их стали собирать коллекционеры, они до сих пор являются предметом изучения уникального феномена «мэйдзийского стиля».
Японские мастера стали создавать уникальные произведения в стиле Мэйдзи, в котором были объединены традиции обработки металлов со сложным переплетением национальных элементов искусства и европейских стилей, как консервативных, так и современных. Яркая красота, изысканность и отточенность форм — лишь одна, внешняя сторона этого искусства, но главное — в сути образов, зашифрованных сложной символикой. Понимание ее открывает волшебный мир легенд и преданий древней Японии. Запад был очарован тонкой работой японских мастеров, плавными изгибами, ажурной текстурой и разнообразием. В свою очередь, умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты материала, дар художественного синтеза и высочайшее мастерство исполнения японских предметов искусства ошеломили Запад, попав туда в конце XIX века, и произвели переворот в представлениях художников, способствовав возникновению стиля ар-нуво.
Процесс коллекционирования и вложения в предметы декоративно-прикладного искусства Японии начал активно развиваться с 1870‑х годов и продолжается до сих пор. Уже в конце XIX века по обе стороны Тихого океана появились интереснейшие собрания, в которых были представлены все формы декоративно-прикладного искусства периода Мэйдзи. Но коллекционирование нельзя передать по наследству: «династических» коллекций чрезвычайно мало. Яркие, обширные собрания часто рассыпались и исчезали, а сами предметы попадали на аукционы и продолжали свой путь как вложение денег, как дорогие эксклюзивные подарки, и вновь становились новыми коллекциями.
Основными предметами коллекционирования японских произведений искусства во всем мире по сей день остаются именно они, произведения периода Мэйдзи, практически все вывезенные в Европу и Америку в конце XIX — начале XX века. Формами предметов коллекционирования являются бронзовые скульптуры, декоративные вазы, курильницы для благовоний, шкатулки, нэцкэ, фигуры окимоно, изображающие буддийских и синтоистских божеств, мифологических и исторических персонажей, различных представителей живого мира. Их создавали из слоновой кости, металлов, украшенных великолепной резьбой, а также патинированием и инкрустациями в стиле иро-э («цветная картина на металле»); декорировали эмалями в различных оригинальных техниках; создавали из керамики, расписанной неповторимой тончайшей надглазурной живописью и позолотой.
Длившаяся сорок два года эпоха Мэйдзи оказалась поразительно плодотворной с точки зрения как возникновения новых художественных замыслов, так и совершенствования их технического воплощения. При этом заложенные в тот период художественные традиции и уникальные технологии, к сожалению, закрепились ненадолго и остались неповторимым явлением в мировом искусстве и в искусстве Японии. В эпоху Мэйдзи работало большое количество мастеров, впоследствии ставших знаменитыми на весь мир, а созданные ими предметы искусства — узнаваемыми по индивидуальному стилю и приемам работы.
Уникальность японских произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что в каждом из этих предметов японским мастерам удалось создать неповторимый образ, реализовать свое представление о совершенстве. Невозможно предположить, чтобы кому‑то удалось превзойти японцев по качеству в любой технике, будь то работы по металлу или слоновой кости, эмали клуазоне и роспись керамики. Порой трудно даже представить, как у современного человека может хватить желания и терпения реализовать эти образы материально. Каждый предмет — это отдельная и законченная история, и каждый — уникален и неповторим.