Войти / Регистрация

Японское искусство периода Мэйдзи (1868–1912)

Фигура божества Дзюродзина

Произведения искусства периода Мэйдзи — уникальные предметы, создававшиеся в Японии в основном на экспорт и оставившие след во всей мировой культуре. Именно в этот исторический период — время интеграции Японии в мировую рыночную систему после длительного самозатворничества — японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство стало впервые экспонироваться на международных выставках в Европе и США. Оно вызвало огромный интерес, быстро обрело популярность и снискало всеобщую любовь во всем мире. Лучшие образцы японского декоративно-прикладного искусства, попавшие на Запад, разбирались мировыми музеями, их начали коллекционировать, а уникальный феномен «мэйдзийского стиля» стал предметом изучения специалистов во всех странах.

В период Мэйдзи усилия японского правительства были направлены на поощрение создания мастерами предметов декоративно-прикладного искусства для участия в международных выставках. Это было время, когда появлялись уникальные произведения, сочетавшие в себе традиционные декоративные мотивы Японии, классическое мастерство обработки материалов с понятными и принятыми во всем мире формами предметов. Все, что делало стиль Мэйдзи особым, к сожалению, практически полностью было утрачено к 20‑м годам ХХ столетия, в том числе множество оригинальных, сложных и трудоемких техник.

Лучшие произведения декоративно-прикладного искусства периода Мэйдзи продаются на мировых аукционах за баснословные суммы, их продолжают покупать для коллекций и украшения интерьеров. Предметами коллекционирования являются скульптуры, декоративные вазы, курильницы для благовоний, шкатулки, нэцкэ, фигуры окимоно, изображающие буддийских и синтоистских божеств, мифологических и исторических персонажей, различных представителей животного и растительного мира. Материалами для их создания служили слоновая кость, бронза, различные сплавы металлов, керамика, эмали. Изделия из кости и металлов украшали великолепной резьбой, патинированием и инкрустациями, керамику декорировали в живописном стиле подглазурными и надглазурными росписями и золотом.

Японское окимоно

Японское искусство, попав на Запад в конце XIX века, произвело переворот в представлениях европейских художников и способствовало возникновению стиля ар-нуво. Запад был очарован тонкой работой японских мастеров: плавными изгибами линий и форм, ажурной текстурой и разнообразием стилей и техник, умышленной асимметрией в декоре, чувством красоты материала.

Синтез художественного видения и высочайшего мастерства исполнения, яркая красота, изысканность и отточенность деталей — лишь внешняя сторона японского искусства. Его главная и внутренняя суть — в образах, зашифрованных сложной символикой, понимание которой открывает волшебный мир легенд и преданий древней Японии.

На Аукционе Частных Коллекций №5 представлены высококлассные произведения периода Мэйдзи, составляющие несколько уникальных и редких коллекций: девять предметов из слоновой кости, одиннадцать — из бронзы и драгоценных металлов всемирно известных мастеров, три эмалевых лота, три образца сацумской керамики с тончайшей росписью и один — японского золотого лака маки-э. Все предложенные к продаже лоты обладают исключительной ценностью и прошли через главные селективные фильтры по сохранности, провенансу, инвестиционной и экспозиционной привлекательности у экспертов нашего аукционного дома.

Японская бронзовая скульптура оленя

Некоторые лоты текущего аукциона