Нэцкэ
Искусство миниатюрной скульптуры нэцкэ — уникальное явление в искусстве Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы богатых самураев и горожан, а в период Мэйдзи покорившие сердца европейских коллекционеров. Нэцкэ, обратившие на себя внимание западных собирателей, в первую очередь привлекали их благодаря своей экзотичности. Поскольку нэцкэ предназначались для повседневного использования, требовалась хорошая степень износостойкости, и в основном для их изготовления использовались дерево и слоновая кость. Материалы, использовавшиеся для украшения нэцкэ, сильно различались и включали дерево, слоновую кость, лак и другие органические материалы, такие как оленьи рога, янтарь, кораллы.
Нэцкэ представляют собой небольшой брелок с двумя сквозными отверстиями химотоси. Такие миниатюрные брелоки имели вполне конкретное назначение: в японском традиционном костюме отсутствовали карманы, поэтому неизбежно возник вопрос, как носить с собой разные предметы. Если женщины могли прятать небольшие вещи в своих длинных рукавах, мужчины не имели такой возможности. Чтобы удовлетворить этот спрос, появились предметы, которые носили название сагэмоно — «вещи для подвешивания». В этой конструкции брелоки нэцкэ служили противовесом: через отверстия в них пропускали длинный шнур, а затем складывали пополам и продевали его за пояс так, что на одном конце свисал брелок, а на другом оказывался кошелек, кисет с табаком или коробочка инро, которую использовали для хранения и переноски чернил для личных печатей, лекарств и прочих мелочей.
Практические функции, которые были неотъемлемой частью длительной традиции создания нэцкэ, определяли их размер: всего несколько сантиметров. Для нэцкэ была характерна округлая форма, позволявшая фигуркам помещаться в руке. Кроме того, нэцкэ делались таким образом, чтобы с разных сторон их форма выглядела по‑разному. Тематика нэцкэ была многообразна: китайские сюжеты и герои народных сказаний, легендарные и исторические персонажи, животные и птицы, ремесленники и артисты — не будет преувеличением сказать, что все темы, волновавшие и интересовавшие людей периода Эдо, получали свое отражение в искусстве нэцкэ.
В середине XIX века миниатюрные фигурки нэцкэ были одним из главных украшений мужского костюма. Эти аксессуары были призваны продемонстрировать свое отношение к моде, а также утонченный вкус и достаток. Однако уже во второй половине XIX века необходимость в нэцкэ отпала. Самураи, остававшиеся ведущей политической силой страны на протяжении более семисот лет, стремительно теряли свои позиции. В 1870‑х в результате ряда политических реформ сословие самураев было ликвидировано. Вместе с самураями ушла целая эпоха. И хотя традиционная японская одежда все еще использовалась в домашней обстановке, большинство мужчин стали появляться в обществе в западном костюме.
Нэцкэ стремительно теряли свои позиции: функционал, который они несли, перестал быть нужен японцам. При этом коллекционировать нэцкэ было удобно по целому ряду причин: небольшие резные скульптуры было легко вывозить, они были ценными уже ввиду самого материала и при этом являлись законченными произведениями мелкой пластики, которые могли бы украсить любое жилище. Однако западные дома были больше японских, и покупатели желали видеть вещи большего размера.
С началом периода Мэйдзи резчики быстро поняли, что на Западе будут широко востребованы не миниатюрные нэцкэ, а более крупная скульптура, которая может служить украшением западных интерьеров. Мастера начали экспериментировать с другими художественными формами и в конце концов смогли расширить ассортимент своих изделий. К концу 1870‑х годов в Японии началось производство резных окимоно из слоновой кости для западного рынка. Этот жанр получил обобщенное название «гэтё» — резьба по кости.
Помимо потомственных нэцукэси (резчиков нэцкэ), к изготовлению окимоно обратились бывшие резчики буддийской скульптуры буси. В 1875 году специальным указом правительства было провозглашено, что отныне буддизм перестает быть государственной религией. Вслед за этим уменьшилось количество буддийских храмов, и многие резчики буддийской скульптуры и домашних алтарей остались без работы. Повсеместное закрытие буддийских храмов на территории всей Японии привело к тому, что на рынке оказались мастера с богатым опытом, многие из которых отчаянно искали работу. Ситуация вынудила их обратиться к изготовлению окимоно и заняться резьбой по слоновой кости, чтобы заработать себе на жизнь.
Подобные предметы искусства с самого начала были нацелены на западный рынок, где благодаря нэцкэ уже существовал большой интерес к японской пластике. Не случайно окимоно сразу сумели завоевать популярность: в них любовь западных покупателей к миниатюрной скульптуре нэцкэ объединилась с европейской традицией декорировать дома скульптурой. Можно сказать, что именно нэцкэ заложили фундамент для последующего триумфа окимоно.