Войти / Регистрация

ОКИМОНО: РЕЗЬБА ПО СЛОНОВОЙ КОСТИ | Аукционный Дом Александр

Окимоно Девушка с корзиной лилий

Резьба по кости — один из древнейших видов мировых народных промыслов, имеющий свои традиции и неповторимый стиль. В Японию этот вид искусства пришел в VII веке из Китая, и к периоду Эдо (1603–1867) мастерство японских резчиков достигло своего расцвета. Новое правительство Мэйдзи, заинтересованное в расширении экспорта, начало поощрять производство предметов искусства из кости, в частности закупая дорогостоящие слоновые бивни для создания произведений окимоно.

Окимоно (яп., букв. «вещь, которую ставят», скульптура малых размеров) — японская миниатюрная скульптура конца XIX — начала XX века из кости, реже дерева и металла, которая создавалась преимущественно для западного рынка с учетом вкусов европейских и американских покупателей.

Окимоно отличало необыкновенное сюжетное разнообразие: от изображений простых жителей Японии, божеств, мифологических и исторических персонажей до картин быта и природы. В период Мэйдзи японскими резчиками была создана целая галерея национальных типажей — людей разных сословий и профессий, произведения получили огромную популярность на Западе в связи с распространившейся там модой на японское искусство. Скульптуры имели реалистический характер и национальный колорит. Большое значение придавалось сложности и уникальности технологических приемов.

Японские резчики периода Мэйдзи быстро переориентировались на вкусы зарубежных покупателей и начали создавать окимоно. Помимо потомственных нэцукэси (резчиков нэцкэ), к изготовлению окимоно обратились бывшие резчики буддийской скульптуры. Знания мастеров нэцукэси и резчиков буддийской скульптуры дали импульс для создания выдающихся произведений искусства, аналоги которым прежде отсутствовали. Западный рынок охотно принимал эти предметы, поскольку слава о необыкновенной высококачественной резьбе и экзотических сюжетах окимоно распространилась далеко за пределы Японии благодаря всемирным выставкам.

Впоследствии к резчикам нэцкэ и буддийской скульптуры присоединились наиболее прогрессивные мастера своего времени, которые пошли обучаться основам европейской скульптуры в открытую в 1887 г. Токийскую школу изобразительных искусств. Ее преподавателями по классу резьбы были известные японские мастера нового времени, ставшие ведущей творческой силой Токийской школы. Они демонстрировали молодому поколению новые возможности старых технологий при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства. Японские сюжеты находили воплощение в достоверных, поражающих тщательностью моделировки формы скульптурах. Пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков, японские резчики освоили за десятилетия.

Все произведения из слоновой кости в это время создавались исключительно на экспорт и были вывезены за пределы Японии. До нас практически не дошла информация о мастерских и биографии резчиков периода Мэйдзи. Землетрясение 1923 года практически полностью разрушило Токио — основной центр производства окимоно, — а также портовый город Иокогаму, через который эти произведения вывозили наЗапад. В результате трагедии были уничтожены многочисленные мастерские вместе с произведениями искусства, эскизами, записями по участиям в выставках. В Иокогаме сгорели склады, большинство мастеров остались без крова над головой, и уникальное искусство резьбы по слоновой кости в Японии практически сошло на нет.

Японские окимоно — уникальные произведения, не имеющие аналогов в мире. Из-за своей редкости и многообразия школ и сюжетов они являются прекрасными предметами для коллекционирования или же эксклюзивными подарками.

Окимоно Фазан