Лот №19
24.11.22

Ваза в стиле кагадзоган

Эстимейт
1 200 000 - 1 400 000 ₽

Описание

Япония, Такаока, ранний период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, золото, серебро, медь; литье, гравировка, инкрустация, золочение, серебрение, патинирование
Высота 43,5 см
С экспертным заключением

Ваза овоидной формы с горлом-раструбом, на трех прямоугольных в сечении фигурных ножках, выполненных в форме стилизованных маскаронов, изображающих китайских львов карасиси с длинными высунутыми языками. Сосуд создан из бронзы в технике литья и декорирован плоской инкрустацией хирадзоган золотом, серебром и медью акаганэ.
астерски выполненные художественные работы по металлу были, есть и останутся важным культурным достоянием Японии. Эти произведения получили признание многих известных людей, знающих толк в настоящем искусстве. История этого вида искусства в Японии также очень интересна. Большой вклад в его развитие принесли прославленные мастера по изготовлению оружия для самураев. Использование традиционных приемов работы плюс новейшие технологии закономерно привели Японию к мировой популярности.

Произведения «Такаока доки» на Всемирной выставке
в Чикаго. Фотография. 1893 г.
Произведения «Такаока доки» на Всемирной выставке в Чикаго. Фотография. 1893 г.

С двух сторон ваза украшена круглыми картушами с рельефными композициями, в окружении узора из изображений птиц Хо-о. С одной стороны вазы изображен мифологический персонаж Сёдзё, сидящий под сосной и пьющий сакэ из большой чашки. В японской мифологии Сёдзё — существо в образе мальчика-подростка с ярко-красными волосами. Считалось, что в волосах Сёдзё заключена огромная сила и удача, такая, что один волосок может обеспечить ею человека на всю жизнь. Сёдзё — большой любитель выпить священного белого сакэ, которое исцеляло добрых людей и заставляло злых пересматривать свое отношение к миру.
На другой стороне вазы изображен фазан кидзи под ветвями цветущей сливы. Он известен сильной материнской любовью самки к своим птенцам и символизирует крепкую семью. В японской мифологии фазаны являлись гонцами Великой Богини Солнца Аматэрасу, от которой, как считается, ведет свой род японская императорская семья. Считалось, что это были единственные птицы, которые могли жить на небесах и на земле. Богиня Аматэрасу использовала их как своих посланников для связи с земными богами.

Произведение относится к предметам, известным как «Такаока доки» (яп., букв. «Бронзовые произведения из Такаоки»), которые создавались в конце XIX века в городе Такаока и его окрестностях. Город расположен в префектуре Тояма, бывшей провинции Кага. Такие произведения в основном массивны, отлиты из очень качественной бронзы и искусно украшены плоской инкрустацией, которую называют еще инкрустацией кагадзоган, по названии провинции Кага, в которой находился город Такаока.

Произведения «Такаока доки» на Всемирной выставке в Париже 1878 г. Из серии «Фотографии экспонатов Первой всеяпонской выставки достижений промышленности»
Произведения «Такаока доки» на Всемирной выставке в Париже 1878 г. Из серии «Фотографии экспонатов Первой всеяпонской выставки достижений промышленности».

В 1873 году произведения местных мастерских под названием «Такаока доки» приняли участие во всемирной выставке, проводимой в Вене, и получили многочисленные премии «за достигнутые результаты», «за прогресс в производстве» и т. д. Таким образом высоко оцененные жюри произведения стали узнаваемы во всем мире, и такаокские мастера начали получать денежную поддержку японского правительства. Из-за того, что все они были раскуплены на международных выставках музеями и частными коллекционерами, обратно в Такаоку они уже не вернулись. В конце 1970-х — начале 1980-х годов японцы обратили внимание на великолепные произведения, создававшиеся в период Мэйдзи и практически все вывезенные в Европу и Америку, занялись их активным собирательством и возвращением на родину. Сейчас некоторые из этих произведений можно увидеть в Музее современного искусства МОМАТ в Токио, в Такаокском музее искусств и др.

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне, имеет отличную сохранность. Следует особо отметить, что предметы «Такаока доки» в основном создавались для участия на японских и международных выставках под надзором и при поддержке Выставочного бюро Министерства императорского двора и отличались высочайшим качеством. На создание этих произведений уходило длительное время, от полугода до нескольких лет.