Феномен Ильгиза Фазулзянова
Ильгиз Фазулзянов — единственный российский ювелир, который был удостоен чести выставлять свои изделия на аукционе Christie’s в Лондоне и Нью-Йорке; создавать циферблаты для компании Bovet с правом личной подписи; провести персональную выставку в Оружейной палате Московского Кремля. Этому, безусловно, предшествовал длинный извилистый творческий путь художника.
Ильгиз родился в Зеленодольске и рос в простой татарской семье с хорошими традициями, члены которой, однако, были далеки от мира искусства и творчества. Будущий ювелир же, напротив, чувствовал свою связь с этим миром с самого детства. В восемь лет он самостоятельно отнес свои рисунки в местную художественную школу на другом конце города — и поступил! Спустя шесть лет обучения Ильгиз идет в Казанское художественное училище, окончив которое будущий художник отправился нести службу в ряды Советской армии. И здесь его творческим способностям нашлось применение: Ильгиз работал художником-оформителем военного городка, став впоследствии замначальника офицерского клуба.
Вернувшись из армии, будущий ювелир искал себя. Одним из определяющих в его жизни стал 1991 год. Именно тогда Ильгиз встал на путь ювелирного творчества. Он работал в Зеленодольске, в созданном им филиале казанской витражной мастерской. Однажды в центральный офис мастерской в Казани случайно зашла его преподаватель из училища и рассказала об организующейся при Казанском моторостроительном заводе ювелирной инициативе по восстановлению древних булгарских традиций. Сообщив, что там идет набор молодых людей для обучения ювелирному делу, она оставила номер телефона, по которому Ильгиз позвонил. Увы, на тот момент группа уже была сформирована, но по счастливой случайности, благодаря тому, что один из кандидатов отказался, буквально в последний момент Ильгиз был зачислен.
Молодых художников отправили в Таджикистан для обучения. Они добрались до кишлака, где жил пожилой мастер, сохранявший традиции народных умельцев Таджикистана, который делал украшения из серебра в невероятно трудных для этого условиях без специального оборудования. Обучение юных мастеров у хранителя древних традиций продлилось не очень долго. Из-за накалившейся в стране политической и социальной обстановки пребывание молодых людей в Таджикистане стало связано для них с риском для жизни. Ильгизу с товарищем с трудом удалось вернуться на родину.
Вернувшись в Зеленодольск, Ильгиз решил, несмотря на все тяготы, продолжить изучение ювелирного дела, но уже самостоятельно. Не без труда раздобыв необходимые инструменты, он начал работать ювелиром. Методом проб и ошибок, благодаря удивительному терпению и трудолюбию, появились его первые работы. На вырученные от продажи ранних творений деньги Ильгиз начал приобретать камни, а затем и золото, что позволило дизайнеру развиваться и идти дальше.
В 1994 году, всего через три года после того, как он начал ювелирную деятельность, Ильгиз поехал в Пакистан, где на Первом международном фестивале художественных ремесел в Исламабаде, проводимом ЮНЕСКО, получил гран-при за оклад для Корана. Эта победа послужила мощнейшим стимулом для дальнейшего творческого развития мастера.
В 1996 году Ильгиз открыл свою мастерскую в Казанском кремле. В 1997 году состоялся его первый показ собственной коллекции из 36 работ в технике выемчатой эмали на антикварном салоне во Франции. Произведения художника высоко оценили местные эксперты и коллекционеры.
Вторая выставка Ильгиза должна была проходить в Антибе весной 1998 года. На Международном салоне прикладных искусств Salon des Métiers d'Art у художника был стенд. Выставка прошла очень успешно: были и продажи, и заказы, и даже приглашение от руководителя департамента культуры города на работу. Ильгизу готовы были выделить мастерскую, но политическая ситуация в то время была сложной. Кризис в Алжире заставил французское правительство пересмотреть миграционную политику, и художник просто не смог оформить визу.
Во время своей второй поездки во Францию художник посетил офис ювелирного дома Cartier на рю де ля Пэ в Париже, где в том числе продемонстрировал свои ювелирные творения. Через месяц после этого Ильгиз был приглашен на экспертный совет департамента дизайна ювелирного дома Cartier. Это был круглый стол, на котором активно обсуждались возможности сотрудничества Ильгиза и компании Cartier. Его искусство высоко оценили. Но в связи с присутствием в его изделиях большой доли ручного труда от дальнейшей совместной работы пришлось отказаться.
Затем грянул кризис 1998 года. Это был действительно сложный для художника период. Ильгиз перешел на изготовление вещей из серебра, открыв маленький павильон на рынке. Это было поточное производство: он обрабатывал бесчисленные крошечные однограммовые подвески для продажи. Через какое-то время он снова стал работать с золотом, но изготавливал недорогие украшения с полудрагоценными или синтетическими камнями.
Одним из событий, повлиявших на дальнейшую судьбу мастера, стало знакомство с госпожой Доминик де Рокморель-Голицыной. Искусствовед по образованию, ювелир и увлеченный коллекционер, она интересовалась российскими работами, как антикварными, так и современными. Заинтересовавшись работами Ильгиза, она направила художнику массу интересных заказов, а также выставила приобретенные у него произведения в витрине отеля Ritz на Вандомской площади. В середине марта 2001 года мадам Рокморель-Голицына приехала в Казань, ознакомилась с мастерской Ильгиза и оставила для последующих заказов довольно большое количество рубинов, сапфиров и изумрудов.
Через неделю после ее отъезда мастерскую в Казанском кремле ограбили. Дело о похищении драгоценностей не было доведено до конца, а Ильгизу и его семье последующие четыре года пришлось выплачивать огромные долги. Но даже после этого художник не оставил ювелирное дело, а начал все с нуля.
Во время Московской международной выставки «Ювелир-2001» в Сокольниках Ильгиз участвовал в конкурсе в номинации «Ювелирный дебют», и ему достался знаменательный диплом. Последовали предложения, знакомства, связи и клиенты.
В 2002 году Ильгизом был основан бренд «Ilgiz F.»
В конце 2002 года Ильгиз лишился мастерской в Казанском кремле — его закрывали на генеральную реконструкцию. Все просьбы предоставить новую художественную мастерскую были напрасны. Заявление Ильгиза о вступлении в члены Союза художников не приняли, сообщив, что для этого имеется недостаточно оснований. Ювелир снял обычное офисное помещение в центре города и продолжал работать. Примерно тогда Ильгизу поступило предложение показать свои изделия на Международной выставке часов и драгоценностей Bazelworld в Швейцарии. Россия участвовала в ней впервые за все почти семьдесят лет существования выставки. Стенд должен был быть сборным, на пять компаний. Состав участников выставки утверждала швейцарская сторона. И фирма Ильгиза вошла в эту пятерку! Участие в выставке стоило пять тысяч долларов, и расходы этим не ограничивались. Нужны были деньги на приобретение материалов для изготовления коллекции и на дорогу. Тщетны оказались попытки предложить администрации Татарстана выделить необходимые для участия в швейцарской выставке средства с тем, чтобы вернуть их через некоторое время в музеи Казани, куда Ильгиз передал бы свои изделия. Наконец, в январе 2003 года у бренда Ильгиза появилась возможность продать так называемую «среднюю линию», то есть комплекс моделей для производства ювелирных изделий, одному казанскому предприятию. Ильгиз также полностью наладил там цикл производства, но часть обещанной ему суммы так и не увидел. Все это не помешало мастеру представить свои изделия на Bazelworld в Швейцарии в 2003 году.
Тогда же штаб-квартира бренда «Ilgiz F.», а также сам Ильгиз и его семья переезжают в Москву, где художник активно принимает участие в разнообразных выставках, всевозможных ювелирных конкурсах, практически всегда с блистательными результатами. Из всех выставок одной из самых запоминающихся была Московская выставка-ярмарка «Симфония самоцветов» в Художественном лицее Российской академии художеств на Крымском валу в 2005 году. И хотя условия там были не лучшие, зато встречались совершенно удивительные люди, которые, приходя в поисках нового, неординарного и творческого, замечали Ильгиза.
На каждой выставке завязывались знакомства, появлялись новые связи и открывались широкие возможности. Однако в какой-то момент стало понятно, что путь Ильгиза — это сохранение производства эксклюзивных изделий, индивидуальная работа с клиентами. Техники, в которых Ильгиз работал, имели некий «побочный эффект»: выполненные с их помощью изделия невозможно было тиражировать.
В 2007 году Ильгиз выпустил первую книгу, посвященную своему творчеству, куда вошли лучшие работы и эскизы. Он полностью самостоятельно собирал материал и лично участвовал в верстке.
В 2007 году подвеска Ильгиза «Снегири» занимает первое место на конкурсе акционерной компании «АЛРОСА».
В 2010 году художник получает письмо с приглашением принять участие в конкурсе «Золотая ладья. Признание ювелирной столицы», организованном журналом «Ювелирное обозрение». В итоге Ильгиз взял призовое место с той же самой подвеской со снегирями, и, благодаря этой победе, получил возможность попасть на самый престижный в мире конкурс ювелирного дизайна.
На Международном конкурсе ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award в 2011 году в Гонконге принимали участие сто девять мастеров из двадцати одной страны мира. В финал вышли только восемь человек, в их числе Ильгиз с той же самой подвеской «Снегири». В Гонконге, где мастера должны были сами демонстрировать свои изделия, на так называемой «защите» работы дизайнер был обязан рассказать о том, что его вдохновило на создание произведения и какие техники им применялись. Было непросто объяснять жюри, в составе которого были специалисты из десяти стран мира, кто такие снегири и что они значат для людей, живущих в Москве, где пять месяцев длится зима. И снова — победа! Ильгиз получил звание «Чемпион чемпионов», которое подтвердил еще раз в 2013 году.
К следующему конкурсу в Гонконге Ильгиз готовился уже осознанно и волновался гораздо больше прежнего. Он создал необыкновенной красоты сет «Бабочки», сюжет которого ему подсказало редкое природное явление — затмение солнца. Художнику удалось удивительным образом уловить тот сумеречный оттенок цвета эмали, который соответствует состоянию природы во время солнечного затмения, и создать полное впечатление, что еще миг — и бабочки, вновь озаренные солнечным светом, разлетятся.
Вернувшись в Россию с очередной победой, ювелир принял решение больше не участвовать в конкурсах. Наступил момент, когда дизайнер вырос из конкурсанта в члена жюри. Исключение Ильгиз сделал только для конкурса ювелирного искусства Гохрана «Россия. XXI век» в 2014 году. Его коллекция была удостоена гран-при и в течение двух месяцев демонстрировалась в экспозиции Алмазного фонда России в Московском Кремле. Это был действительно всероссийский успех.
Большой честью для художника стало приобретение Музеями Московского Кремля в конце 2014 года пяти произведений Ильгиза, но самое главное — его пригласили провести персональную выставку.
В 2016 году открылась выставка произведений Ильгиза Фазулзянова «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.» в Успенской звоннице Оружейной палаты Московского Кремля. Это событие послужило Ильгизу лучшей мотивацией для создания совершенно новых ювелирных украшений. Выставка задумана как ретроспектива работ мастера, от первых, неуверенных шагов до признанных шедевров. С этого момента вся его творческая жизнь навсегда разделена на два периода — «до» выставки и «после».
За эти годы Ильгиз, помимо российских, участвовал во всех самых важных ювелирных форумах мира в Гонконге, Лас-Вегасе, Базеле, Виченце, Токио, Париже, Женеве, Монако и др. Но ни один выставочный проект не вдохновлял его так, как московский! После выставки Ильгиз открыл одновременно галереи в Москве и Париже. Вторая просуществовала лишь четыре года, ее пришлось закрыть из-за пандемии. Помимо галереи в Москве Ильгиз проводит выставки своих произведений на других площадках — Музей современной истории России, Государственный исторический музей и многие другие. Примерно раз в год он представляет новые коллекции, в которых в полной мере отражает свое мироощущение. Для него работа — это трансляция окружающего мира и эмоций через ювелирные изделия!